Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Алхимический символизм в гороскопе»

Вольный перевод и изложение Лора Савлова©

Алхимический символизм в гороскопе

Мы могли бы понять prima materia как грубые, примитивные инстинкты, которые извергаются из бессознательного, эмоциональные принуждения и конфликты, страхи и страсти, которые движут всеми нами в тот или иной момент жизни. Это действительно фрейдовская концепция id. Эта прима-материя всё время пребывает в состоянии конфликта, слепая, могущественная, неуправляемая, но полная грубой силы, и постоянно осаждённая. Существует очень красивая гравюра prima materia, воспроизведённая в «Психологии и алхимии», которая изображает Вселенную в её естественном состоянии до алхимического опуса. Это изображение огромных сталкивающихся скал, огромных космических валунов, натыкающихся друг на друга, и смешанных в них различных животных зодиакальных знаков, сражающихся друг с другом. На одной скале сражаются Телец и Скорпион, и эта скала сталкивается с той, на которой Овен пытается боднуть Весы. Вся картина наполнена чувством яростного замешательства, агрессии и конфликта. Это то, что алхимия представляла как prima materia.

Я не думаю, что нам сто́ит заглядывать очень глубоко, чтобы обнаружить, где это лежит внутри нас, потому что это наше естественное нерефлексивное состояние бытия. Всякий раз, когда нас осаждают аффекты, принуждения, иррациональные извержения любого рода, возникает prima materia. Существует чрезвычайно интересная серия статей, которые Эдвард Эдингер опубликовал в «Квадранте», Нью-йоркском журнале аналитической психологии. Эти статьи посвящены различным этапам алхимического опуса по отношению к анализу. Эдингер утверждает, что prima materia — это симптом, который побуждает пациента к анализу. Мы могли бы рассмотреть то же самое в отношении человека, который приходит на астрологическую консультацию. В чём бы ни состоял беспорядок, кризис, проблема, которая заставляет человека начать сомневаться в своей истинной природе,— это prima materia, жизненная рана, жизненный конфликт. Заявленная причина желания клиента получить консультацию кажется достаточно поверхностной, но под ней обычно скрывается гораздо более глубокая дилемма. Иногда этот вопрос отождествляется в алхимии с Сатурном, хотя и не всегда; но в нём неизбежно присутствует некое тёмное качество, нечто мрачное, низшее и неразвитое в человеке и, с точки зрения алхимии, в само́й Природе. В индивидуальных терминах это, конечно, тень, бессознательная часть нас, которая так часто социально смущает, потому что она неприятна, инфантильна или ужасно уязвима, но которая содержит все непрожитые потенциалы личности. Таким образом, prima materia всегда имеет явно негативную или мрачную коннотацию.

Одна из вещей, которую Юнг исследовал в своих работах на эти темы, — это появление типичных алхимических образов в сновидениях современных людей, которые совершенно ничего не знают об этом сознательно. Я также часто видела это в снах людей, с которыми работаю, как и каждый аналитик. Одним из наиболее распространённых алхимических мотивов сновидений выступают фекалии, которые часто неудобно обсуждать с кем бы то ни было, но которые в сновидениях часто предвещают начало встречи с каким-то ранее неразвитым и бессознательным аспектом самого себя. Сны о туалете чрезвычайно распространены, особенно сон, в котором человек пытается найти 00, чтобы опорожниться, но 00 нет, или в нём уже пятнадцать человек, или он не смывает воду и так далее. Когда человек начинает реально работать над личными ассоциациями, связанными со сновидениями такого рода, они открывают все виды чувств стыда, смущения, уязвимости и вины, которые ведут прямо к конфронтации с теневыми аспектами личности. Если подойти к снам такого рода через призму алхимии, то можно увидеть в этом потенциал — предвестник чего-то грядущего, начало процесса. И как астрологи, мы также смотрим на Сатурн в карте рождения, а также в транзитах и прогрессиях с этой же точки зрения. Это открывает в высшей степени творческий подход к тому что, в противном случае можно, было бы считать очень неприятной и неудобной областью.

Prima materia — это начало опуса. В конце его стоит ляпис, что с латыни означает «камень». Опять же, мы не совсем уверены, что это был за камень, которому алхимия придавала такое большое значение. Иногда ляпис называют золотом, но в алхимических текстах постоянно говорится, что их золото — не простое золото. Таинственный ляпис, который алхимик пытался высвободить из запутанной матрицы prima materia, приравнивается к всевозможным экстраординарным вещам. Иногда его называют Философским камнем, иногда Садом Философов, иногда розой или цветком лотоса, иногда бриллиантом. Он отождествляется с Христом, с единорогом и с причудливым образом коронованного гермафродита. Через все эти разнообразные изображения ляписа проходит одна нить, что-то святое, что должно быть извлечено из основного материала, который составляет начало работы. Насколько я понимаю этот ляпис психологически, я думаю, что он связан с ощущением индивидуальной сущности, того, что Юнг называет Самостью. Это одновременно индивидуальность и божественность, ощущение уникальной судьбы и смысла жизни. На религиозном языке это внутренний бог, индивидуальный дух. Это то, что даёт нам ощущение постоянства, которое поддерживает нас в потоке жизненных изменений. Если у человека нет этого чувства внутренней значимости и уникальности, то он находится во власти коллектива и внешних событий и не в силах найти непрерывности или цели в жизни. Жизнь тогда полна опасностей, и человек боится отдать что-либо от себя, а также боится любить. Человек не способен любить или создавать что-то оригинальное, не имея хотя бы малой доли этого чувства собственного «я». Алхимики верили, что ляпис бессмертен и нетленен; они также верили, что он оказывает каталитическое воздействие на окружающий мир. Другими словами, если бы алхимик мог производить ляпис, то ляпис трансформировал другие базовые вещества, просто будучи тем, чем он был. Это то же самое, что китайская идея бытия в Дао. Ляпис воспроизводит себя и оказывает постоянное и непрерывное расширяющееся воздействие на жизнь. Таким образом, в этом внутреннем авторитетном источнике на психологическом уровне есть нечто такое, что даёт человеку глубокое воздействие на окружающую среду не потому, что он борется за власть или достиг состояния духовного совершенства, а потому, что каким-то образом это ядро «я» действует как триггер на психику других людей. Тогда мы говорим, что у человека есть «мана»1, некое качество внутренней подлинности и целостности, которое сильно влияет на других. Я думаю, что этот ляпис и стремление каждого человека найти его стоят за нашими многочисленными и мощными проекциями религиозных и политических деятелей. Вы видите не только позитивную сторону этих проекций ляпис-лазури на такие фигуры, как Христос и Будда, но и негативную сторону, когда целая нация проецирует то, что по сути является внутренней и индивидуальной ответственностью, на одного харизматического лидера, такого как Гитлер или Хомейни.


ajax loader 2x - Алхимический символизм в гороскопе

  1. Сверхъестественная, магическая сила — Прим. Лора Савлова
error: Копирование запрещено!