Земная версия гностической Небесной потенции Софии, которая одновременно является божеством и блудницей, Елена Симона мага, подобно Саломее Юнга, воплощает мудрость бессознательного. Позже, когда более глубокое понимание Юнгом алхимии дало ему значительно расширенный символический словарь для процесса индивидуации, он повторил спаривание сенекса и Анимы на астрологическом/алхимическом языке:
«Луна также связана и с Сатурном, астрологическим злодеем. В Dicta Belini Сатурна называют не чем иным, как "отцом-матерью" Луны: "Я есть свет всех вещей, которые принадлежат мне, и я заставляю Луну открыто выходи́ть из моего отца Сатурна, которого можно даже назвать беременной матерью, и который враждует со мной"»1.
Идея Сатурна, «отцовства» Луны, не упоминается в астрологических текстах, хотя два небесных тела, как говорят, управляют противоположными знаками (Козерог и Рак соответственно) и, следовательно, символизируют две стороны единого формирующего принципа, отражённого в текучей материнской матрице воды и структурированной формальности земли, которая «движется медленными шагами».2Юнг описал эту полярность, заметив: «Старый пророк выражает настойчивость и упрямство в отношении Сатурна, но юная дева обозначает движение».3Алан Лео описал более сложные отношения между Луной и Сатурном, которые сосредоточились на необходимости согласования лунной «личности» с солнечной целью «индивидуальности» посредством Сатурна:
«…так и Луна, планета личности, отдыхает в Сатурне, который властвует над тропой стремящихся или над свободой от безответственности».4
С этой точки зрения, Саломея сама по себе останется не более чем кровожадной дочерью Иродиады — зловещей Эхо — Луной, бессознательной и навязчивой, — но под управлением своего отца Ильи она сможет выполнять свою роль принципа Эроса. Юнг, однако, комментируя позднее своё виде́ние, выразил недовольство психологическим дисбалансом, отражённым в «низшем» положении Саломеи, и предположил, что, пока она оставалась подчинённой и слепой, она была «неправильной аллегорией для Эроса», отражающей тот аспект собственной природы Юнга, в котором «Логос, несомненно, одерживает верх».5таким образом, исцеление Саломеи, как и его собственное, становится настоятельной необходимостью, но оно может произойти только через великую жертву: его собственное распятие и воскресение. В конце мучений Юнга Саломея кричит: «Я вижу свет!», а Илья объявляет Юнгу: «Твоя работа здесь выполнена».6
Лиз Грин «Астрологический мир Красной Книги Юнга. Даймоны, Боги и Планетное Путешествие»
Вольное изложение и перевод Лора Савлова©
2020-10-29
- Юнг, Собр. Соч. Том 14, ¶226, п. 359. «Дикта Белини» — это трактат, предположительно написанный Аполлонием Тианским (около 15-100 гг.н.э.), греческим неопифагорейским философом, считавшимся магом и часто ассоциировавшимся с Гермесом Трисмегистом в средневековых арабских алхимических трудах. Юнг нашёл этот текст в алхимическом сборнике, известном как Theatmm chemicum, V, С. 97. Об Аполлонии см. Мария Дзельска: Аполлоний Тианский в легендах и истории. Рим, 1986 Филострат: Жизнь Аполлония Тианского, изд. Кристофер П. Джонс. — Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 2006. В арабском тексте Философоммы Турха, еще одной алхимической работе, которую часто цитировал Юнг, «вода Луны и Сатурна» идентичны; см. См. также: Натан Шварц-Салант, Тайна человеческих отношений. — Лондон: Роутлендж, 2003. С. 132-33.
- Юнг, Собр. Соч. Том 14,¶2. Луна управляет водным знаком Рака, в то время как Сатурн управляет земным знаком Козерога. Ссылка Юнга на эти правила приведена Юнг, Собр. соч. Том 14, ¶6.
- Юнг, Liber Novus. С. 365.
- Алан Лео, Эзотерическая астрология, С. 27.
- Юнг, Liber Novus. С. 366.
- Символическое распятие Юнга происходит в Liber Novus, С. 252.