Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Тьма Души. Психопатология в гороскопе»

Вольный перевод в изложении Лоры Савловой©

Душевные муки

Аудитория: Как насчёт Локи в скандинавском мифе?

Лиз: Локи не психопат. Он обманщик, как и его греческий эквивалент Гермес. Иногда он довольно противный, и он, конечно, лжёт, когда обстоятельства требуют этого, но он всегда лжёт по какой-то причине, и он не диссоциирован. Боги во всех мифологиях имеют жестокую сторону, но она интегрирована в божество. Они также способны проявлять доброту и великодушие. Артемида, например, чрезвычайно злобна в том, как она наказывает тех, кто её оскорбляет. Малозначимые проступки заканчиваются ужасными наказаниями, как в случае с Актеоном, которого она превращает в оленя, чтобы собственные собаки разорвали его на части. Актеон, хотя хвастун и случайно видит богиню обнажённой, не заслуживает этого. Он же не работает на таблоид «Сан» с биноклем и цифровой видеокамерой. Такую же чрезмерную злобность мы видим в характере Диониса в «Вакханках» Еврипида. Если уж на то пошло, мы могли бы также рассматривать поведение Яхве по отношению к Иову как психопатическое. Боги проявляют жестокость, хладнокровие и отсутствие угрызений совести, но они также бывают поддерживающими, любящими и милосердными. То, что мы называем психопатическим компонентом, является неотъемлемой частью целого.

Миф, возможно, сообщает нам нечто глубокое о проблеме психопатии. Современная западная культура резко разделяет добро и зло, и между ними нет абсолютно никакой связи — только вечная борьба. Это связано с дуалистическим мировоззрением, которое представляется частью нашего иудео-христианского наследия. Мы, кажется, отделились от психопатического элемента в нас самих, и он разыгрывается людьми, которые полностью психопатичны, а не имеют смеси светлых и тёмных элементов. Конечно, мы можем легко идеализировать древнее общество и сказать, что оно было гораздо более здоровым, поскольку преступления совершались и прощение или наказание предлагалось вне понятия греха, столь характе́рного для иудео-христианского мировоззрения. С другой стороны, как часто говорили, жизнь в древности была скверной, грубой и короткой, и индивидуальная жизнь имела мало ценности.

Возможно, разумнее не рассматривать древний мир как время, когда психопатии не существовало, а взять модель, предложенную мифом, и попытаться увидеть, где она может предложить нам понимание, применимое к индивиду. Чем более социально-сознательными мы становимся, тем больше отделяемся от своих деструктивных чувств. Чем больше мы в ужасе отшатываемся от любого вида насильственного преступления, будь то на индивидуальном или коллективном уровне, тем больше психопатических личностей разыгрывают что-то для нас. Я не предлагаю, чтобы мы не чувствовали себя глубоко обеспокоенными насилием, беспричинной жестокостью и отсутствием раскаяния. Но нам, возможно, придётся быть более честными в отношении этих элементов в самих себе. Теперь мы достигли таких крайностей политкорректности, что распространение особо жестоких преступлений, о которых пишут в газетах, может быть тенью, которую мы тащим за собой. И у Маквея, и у Мэнсона Луна настроена на внешние планеты, и это говорит о том, что эти люди несут что-то для коллектива.

Р. Д. Лэйнг предположил, что шизофреники выступают рупорами общества: они разыгрывают наше безумие за нас, в то время как мы увековечиваем иллюзию того, что сами в здравом уме.1 В некоторых подходах к семейной терапии признается, что в нарушенной или дисфункциональной семье часто есть «идентифицированный пациент», который разыгрывает конфликты, присутствующие в семейной психике. Затем «идентифицированный пациент» отправляется на лечение, в то время как все остальные поздравляют себя с тем, что они нормальны. Лэйнг считал, что шизофрения — это не только семейная проблема, и шизофрения затрагивает общество в целом, поскольку на уровне коллективного бессознательного мы являемся единым целым. Вполне возможно, что психопат, которого не считают сумасшедшим, как шизофреника, тем не менее, выполняет ту же функцию на коллективном уровне и совершает то, от чего мы отреклись и не в силах смириться. Психопаты выживают. Они приспособились к более грубому лицу жизни таким образом, что это позволяет им эмоционально отключиться. Их метод выживания представляется нам ужасно холодным и жестоким. Тем не менее мы имеем теснейшую связь с ними, чем способны признать, что отражено в нашем увлечении фильмами и романами, посвящёнными этой теме. Это всё равно, что смотреть в ужасно кривое зеркало и видеть, как наши собственные лица отражаются в нём. Вопрос о том, рождаются психопатами или становятся ими, в некотором смысле не имеет значения, потому что мы вовлечены в это в любом случае. Это становится очевидным, когда мы смотрим на их карты и видим особое положение внешних планет, а также конфигурации, которые отражают личные страдания и диссоциацию.


Лиз Грин «Тьма Души. Психопатология в гороскопе»

Вольный перевод в изложении Лоры Савловой©

2021-02-12

ajax loader 2x - Душевные муки

  1. См. Р.Д. Лэйнг, Разделённое Я. —Викинг, 1991; Мудрость, Безумие и Глупость. — Канонгейт Паблиш, 1999; Политика опыта. — Рандом Хаус, 1983.
error: Копирование запрещено!