Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Астрологический мир Красной Книги Юнга. Даймоны, Боги и Планетное Путешествие»

Вольное изложение и перевод Лора Савлова©

Генезис Филемона

Юнг подчёркивает сатурнианскую природу Филемона следующим описанием в Liber Novus:

«У него белая борода, тонкие седые волосы, морщинистое лицо, но что-то есть в этом лице. Его глаза серые, древние и что-то в них есть очень странное, иной сказал бы, живое...Ты знаешь, о, ΦΙΛΗΜΩΝ, мудрость вещей грядущих, потому ты стар, о, такой древний, и как ты возвышаешься надо мной в годах, ты возвышаешься над настоящим в будущности, и длина твоего прошлого неизмерима».1

Это изображение перекликается с призывом Сатурна в гримуаре XI века, известном как Пикатрикс, в котором планетарный бог «стар, древен, мудр» и обладает знаниями, которые «простираются далеко и глубоко».2Филемон также связан с Атмавикту, «старцем», который «вернулся в бесконечную историю». В Black Books, написанной в 1917 году, Юнг прояснил эту связь, заявив, что Атмавикту превратился в Филемона.3 Среди традиционных атрибутов Сатурна этот планетарный бог является дарителем формы и закона. По словам Алана Лео, следуя длинной череде астрологов начиная с Птолемея, которые связывали планету с аристотелевскими сжимающими и кристаллизующими качествами холодности и сухости, Сатурн представляется Судьёй и Законодателем и олицетворяет Справедливость Бога. Сатурн как индивидуализирующая планета делает всё постоянным, связывая все формы, контролируя и ограничивая проявления жизни.4

Юнг описал роль Филемона как законодателя в письме Констанс Лонг, одной из своих пациенток:

«Филемон [это] тот, кто придаёт форму и закон... Филемон даёт формулировку изнутри элементов коллективного бессознательного». 5

С менее традиционной точки зрения, Сатурн в алхимии, как философский лазурит, ассоциируется со светящимся камнем, который Филемон держит в руках на картине Юнга. Это тот же самый камень, который Юнг поместил в центр Мандалы на картине после своих встреч с Библиотекарем и Поварихой. В легенде к этой картине о драгоценном камне, расположенном за лицом Атмавикту, Юнг заявил, что камень «безусловно, является Философским лазуритом», и  «ΦΙΛΗΜΩΝ дал камень».6 По словам алхимика XVII века Иоганна Исаака Холландуса, одного из многих алхимиков, которых Юнг любил цитировать в Собрании сочинений:

«Всё скрыто в Сатурне... Камень, называемый Философским камнем, выходит из Сатурна».7

Тщательность, с которой Юнг вставил эти сатурнианские связи в текст и картины Liber Novus, предполагает очень преднамеренное использование символических ссылок, наложенных на подлинно спонтанное ви́дение, которое он пытался понять, в значительной степени через герменевтику астрологии. Филемона можно понимать как паредоса, даймонического «помощника» в неоплатоническом ритуале;8он также является «личностью маны», которую Юнг понимал как символ «Я», «наиболее полное выражение той судьбоносной комбинации, которую мы называем индивидуальностью».9Филемона также можно рассматривать как маггида или ангельского проводника в том смысле, в каком каббалисты понимали этот образ высшей характеристики индивидуальной души.10Ассоциации старого мага с древней еврейской магией частично наводит на мысль о куполообразном здании, на котором стоит Филемон на картине Юнга. Возможно, он символизирует золотой храм, в который скромный дом Филемона превращается в рассказе Овидия, и подобный храм также можно увидеть на картинах Юнга «Заклинатель святой воды» и «Илии» и «Саломеи». Но куполообразная архитектура не похожа на храм, описанный Овидием11, и это намекает на источник, расположенный дальше на Востоке: храм царя Соломона, повелителя демонов, которому ЯХВЕ дал «печать», чтобы тот мог повелевать демоническими силами, чтобы помочь ему воздвигнуть свой «Дом Божий».12


Лиз Грин «Астрологический мир Красной Книги Юнга. Даймоны, Боги и Планетное Путешествие»

Вольное изложение и перевод Лора Савлова©

2022-01-05

ajax loader 2x - Генезис Филемона

  1. Юнг, Liber Novus, С. 312-16.
  2. Пикатрикс, С. 159-60; смотрите полную цитату и ссылки в начале этой главы.
  3. См. Главу 4.
  4. Алан Лео, Эзотерическая астрология, С. 25–26
  5. К. Г. Юнг, письмо Констанс Лонг, цитируемое Шамдасани. Юнге, Liber Novus, С. 232, № 306.
  6. См. Юнг, Liber Novus, С. 121. ΦΙΛΗΜΩΝ дал камень, Ка — [Солнце]». Последний символ, очевидно, является астрологическим знаком Солнца. — Прим. Лора Савлова
  7. Иоганн Исаак Холландус, Опус Сатурнали, Василий Валентин, О естественных и сверхъестественных вещах, пер. Дэниел Кейбл, Лондон: Мозес Питт, 1670, С. 184-85, доступно по адресу <www. levity.com/alchemy/hollandus_saturn.html >. Текст на латыни в сборнике Валентиниуса в библиотеке Юнга: Opera mineralis, sive de lapide philosophico, Миддлбург, 1600, Библиотека К. Г. Юнга CE39.
  8. См. Анри Корбен, Световой человек в иранском суфизме, Грин Оакс, Иллинойс: Омега, 1994, С. 13–37, о паредо или «небесном близнеце». Смотрите также Порфирий, Жизнь Плотина 10.14–30 для описания божественного «даймона, сопровождающего Плотина».
  9. Юнг, Собр. соч. Том 7, ¶405. См. также Собр. соч. Том 7, §399 о «личности маны» и Шамдасани, «Введение», Юнг, Liber Novus, С. 218.
  10. О маггиде см. ниже.
  11. Храм, описанный в «Метаморфозах» Овидия, имеет золотую крышу и мраморные колонны; колонны не появляются на картине Филемона. В некоторых живописных изображениях Храма Соломона с XV по начало XX веков в качестве модели использовалась мечеть, известная как «Купол Скалы», которая сейчас стоит на месте Второго Храма; примером может служить вид Храма из Нюрнбергской хроники Хартмана Шеделя, около 1493 года. См. Памела Бергер, «Пути познания через иконографию: Храм Соломона и Купол Скалы», доклад, представленный в Бостонском колледже, Центр религии и общественной жизни, 8 апреля 2009 года. Юнг описывает храм Филемона как «золотой храм» Юнг, Liber Novus, С. 315.
  12. О Соломоне как великом маге см. Пабло А. Ториджано, Соломон Царь Эзотерический, Лейден: Брилл, 2002.
error: Копирование запрещено!