Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Астрология Нептуна. В поисках спасения»

Вольный перевод и изложение ©Лора Савлова

Истерия в Сальпетриере

Скользкая истерика Рыб способна сделать непосредственного и честного человека обычным лицемером, как только вытесненный «комплекс идей»  исследуется слишком глубоко,— это явление, с которым сталкивался каждый психотерапевт. Это может иметь место даже у тех индивидов, которых никак нельзя назвать «истеричными» по первоначальной диагностической формуле. На самом деле, это относится ко всем нам, когда Нептуну приходится отвечать за себя. Хотя в последующие десятилетия определения истерии, сформулированные Джанет, Брейером и Фрейдом, были расширены и стали включать как чисто психологические, так и психосоматические проявления, бессознательное желание оставаться больным оказывается характе́рной чертой истерии. Это чрезвычайно распространённое и чрезвычайно человеческое проявление нептунианского стремления вернуться к блаженству слияния с источником — заботящимся, благосклонно потакающим, безусловно любимым и защищённым сильным и способным животворящим от ужасов внешнего мира.

Другой поразительной особенностью гипнотических экспериментов Шарко с истерией была интенсивная природа привязанности между врачом и пациентом. Как мы уже видели, Месмер впервые сформулировал эту привязанность, назвав её «раппорт»; он полагал, что такое состояние слияния необходимо для излечения. В чём именно состоял этот раппорт и как он возник, было не сразу понятно. Конечно, Месмер был слишком хорошо осведомлён о его эротических особенностях (поскольку именно из-за этого его вышвырнули из Вены), а также о компоненте зависимости и готовности быть ведо́мым. Шарко обнаружил, что истерическая личность (или, возможно, нам следует просто назвать её несформировавшейся личностью) имеет тенденцию неизбежно преувеличивать привязанность, выходящую далеко за рамки обычных отношений между врачом и пациентом, вплоть до того, что пациент фактически становится продолжением воли врача. Пьер Жане, формулируя свои  представления об открытиях Шарко, писал:

«Эта привязанность, которая развивается в соответствии с лечением, достигает необычайных размеров, если сомнамбулизм и внушение становятся её частью. Старые магнетизёры, которые часто, хотя и не подозревая об этом, впадали в истерику, заметили это и неоднократно описывали это явление. Возможно, в честь героического периода магнетизма мы могли бы назвать его магнетической страстью…» 1

Принимая во внимание состояние полного отождествления, имеющее место в нептунианских переживаниях, мы видим, что «магнетическая страсть», о которой пишет Жане, на самом деле является переживанием психического слияния, как у очень маленького ребёнка с матерью. Пациент, бесформенный и необузданный, сливается с личностью врача; и с особой чувствительностью Нептуна он интуитивно чувствует то, что требуется и продолжает предлагать это — вплоть до проявления тех симптомов, которые врач, сознательно или бессознательно, ожидал. Эта таинственная способность давать целителю правильный симптом встречается сегодня с регулярностью во многих формах психотерапии, независимо от того, вовлечена истерия в клиническом смысле или нет. Вот почему так много пациентов фрейдистских аналитиков производят сновидения, полные оральных, анальных и фаллических образов, которые так много значат для аналитика, в то время как практикующий Юнга может быть удивлён и доволен тем, как часто пациенты пересказывают сновидения, полные алхимических процессов, предписаний и символов самости. Мы снова вошли в зеркальный зал Нептуна.

ajax loader 2x - Истерия в Сальпетриере

  1. Hysteria, Hypnosis and Healing, p. 173.
error: Копирование запрещено!