Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин из цикла семинаров по психологической астрологии «Динамика бессознательного»

Вольный перевод и изложение Лора Савлова©

Историческая интерлюдия

Эта книга, наряду с трудами Платона и философов-неоплатоников была переведена на латынь и, внезапно, все прочитали об этих вещах. На короткое время во Флоренции и других симпатизирующих городах-государствах алхимия и магия вышли на свет. Но Церкви это всё равно не нравилось, и она преследовала, где могла. В XVI веке произошла ужасная ответная реакция, хотя алхимическое движение всё ещё было очень сильным в Италии и особенно в Германии. Вспыхнула контрреформация, связавшая воедино ересь алхимии с ересью Лютера и Кальвина, и такие знаковые фигуры, как Джордано Бруно, были сожжены на костре. Но в Германии, которая была сильно протестантской, у Церкви не было своей инквизиции. Именно в XVI–XVII веке в Германии появились великие писатели-алхимики, такие как Парацельс и Герхард Дорн. В то время как Церковь подавляла Италию и Францию, алхимия продолжала процветать в Германии, а также в Англии, где неизбежно распространилась и пустила корни во времена правления королевы Елизаветы.

Германия в это время — конец XVI и начало XVII веков — стала очагом огромного конфликта, связанного  с этими вопросами. Многие независимые немецкие князья, будучи протестантами, сами занимались алхимическими экспериментами или покровительствовали алхимикам и астрологам. В Богемии император Габсбургов Рудольф держал алхимический суд. Но католические Габсбурги, правившие старой Священной Римской империей, были ярыми противниками такого рода деятельности. Движение розенкрейцеров, которое являлось алхимическим по своей природе, обрело силу в протестантской Германии начала XVII века, и в этом движении видны зачатки научного метода, сочетающегося со старым магическим герметическим мировоззрением. Это движение расцвело и пришло в Англию через Джона Ди и Роберта Фладда, хотя оно уже было довольно сильным в Англии, чтобы найти свой путь в творчестве таких фигур, как Шекспир. Но в конце концов в Германии разразилась война, которую мы теперь называем Тридцатилетней войной, потому что немецкий протестантский принц Фридрих Пфальцский, который сам был глубоко увлечён алхимией и герметической философией, попытался захватить корону Богемии после смерти императора Рудольфа. Армии Габсбургов вторглись в Богемию и немецкие протестантские государства, а затем буквально разверзся ад. Вся Западная Европа была втянута в этот пожар. Также параллельно с этим началась великая охота на ведьм XVII века, в значительной степени порождённая католической реакцией на розенкрейцеров и их ответвления. Церкви удалось снова загнать движение в подполье в Европе. Но в Англии оно выжило несмотря на противодействие короля Якова I и период Кромвеля — ибо пуритане, хотя и не католики, были одинаково враждебны подобым вещам. Когда наступила Реставрация, Карл II, который сам был глубоко погружен в то, что называлось Вечной философией, основал Королевское общество, и вся алхимическая традиция оказалась в руках Исаака Ньютона. Источники Ньютона были астрологическими и алхимическими, хотя в более научных кругах бытует некоторое смущение по этому поводу. К этому времени алхимия стала философией и отделилась от химии. Люди стали более искушёнными в природе материи и начали подходить к этому предмету символически. А затем мы вступаем в Эпоху Просвещения и больше не слышим об алхимии, кроме как в масонстве и других движениях такого рода, которые начали возникать в Европе VIII века. Теперь её внутреннее содержание снова замаскировано под аналитическую психологию.

В Китае существует давняя традиция алхимии, о которой я мало что знаю, а также в арабских странах. Но такова её история на Западе.

Аудитория: А как насчёт первоисточников?

Лиз: Мари-Луиза фон Франц написала превосходную книгу под названием «Алхимия». Три тома Юнга «Психология и алхимия», «Алхимические исследования» и «Mysterium Coniunctionis» являются более или менее обязательным чтением. Фрэнсис Йейтс также хороший источник, особенно «Джордано Бруно и герметическая традиция» и «Просвещение розенкрейцеров». Для тех из вас, кто интересуется связью между герметической философией и Шекспиром, попробуйте «Театр Мира» Фрэнсис Йейтс и «Последние пьесы Шекспира: Новый подход».

Аудитория: А как насчёт связи между алхимией и колдовством?

Лиз: Это не одно и то же. Ни один астролог не хотел бы, чтобы его называли ведьмой, и алхимикам это тоже не нравилось. Но, как мы все знаем, существует некоторая глупость, демонстрируемая теми, в ком преобладают эмоциональные инвестиции в борьбу с нерациональным или еретическим. Колдовство основано на совершенно другой традиции, хотя использование талисманов и магических заклинаний разделяют и те и другие. В алхимической традиции нет акцента на дьяволе или на власти над другими. Вся концепция зла иная. Охота на ведьм также включала в себя ужасающий элемент проецирования на женщин, что, по-видимому, было частью жестокого сексуального подавления того времени. Любая, кто не нравилась соседям, считалась ведьмой; и обычно это была старая женщина или особенно привлекательная женщина, которая была одинока. Психология охоты на ведьм — очень интересный вопрос, но он не имеет прямого отношения к алхимической традиции.

Влияние алхимической философии на западную культуру широко и глубоко. Гёте, например, сделал Фауста главным героем алхимического путешествия. На Гёте оказали глубокое влияние работы Парацельса. Месмер, которого считают основателем современной психологии, является ещё одним последователем алхимической традиции, и на него также оказали влияние работы Парацельса и других алхимиков. Большинство кратких изложений истории психологии начинаются с Месмера, как если бы он был первым просветлённым мыслителем в этой области, появившимся из ниоткуда. Но он был глубоко увлечён астрологией, алхимией и своеобразным герметическим масонством Вены VIII века в компании с Моцартом, который принадлежал к его ложе. Удивительно, как мало мы знаем о предмете, который на протяжении веков оказывал влияние на стольких великих мыслителей и художников.

Лиз Грин из цикла семинаров по психологической астрологии «Динамика бессознательного»

Часть 4. «Алхимический символизм в гороскопе»

Вольный перевод и изложение Лора Савлова©

2021-10-18

просмотров всего 240 , просмотров сегодня 3 

error: Копирование запрещено!