Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Астрологический мир Красной Книги Юнга. Даймоны, Боги и Планетное Путешествие»

Вольное изложение и перевод Лора Савлова©

Каббалистический Филимон

Каббалистические ассоциации финиковой пальмы особенно интересны в связи с Филимоном, хотя знания Юнга о каббале в то время, когда он писал картину, возможно, не были обширными. За сорок лет скитаний, согласно книге Исхода, сыны Израиля нашли пустынный оазис под названием Элим, где росло семьдесят финиковых пальм; согласно каббалистическому учению, это семьдесят старейшин племени и семьдесят «ликов» Торы, которые открываются тем, кто вкушает её плоды.1 а картине Юнга изображены десять финиковых пальм, возможно, соответствующие десяти сефирот Каббалистического Древа Жизни. Каббалист Моше Кордоверо в XIV веке создал работу под названием Pardes Rimonim («Гранатовый сад»), которая, по-видимому, вдохновила Юнга на каббалистическое виде́ние единства божественного мужского и женского начал, пережитое им после серьёзного сердечного приступа в 1944 году.2

«Гранатовый сад» включён в сборник, известный как «Каббала денудата», который Юнг приобрёл в оригинальном издании XVII века. Кордоверо также написал работу под названием Tomer Devorah («Пальма Деборы»), с намекающим названием. Сама книга – оазис, в котором душа могла освежиться и обновиться. Финиковая пальма, согласно традиции Зоар (на которой Кордоверо основал свой текст), символизирует цадика или мудреца:

«Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане» (Псалмы, 92:13).

Почему цадика сравнивают с финиковой пальмой? Точно так же, как финиковой пальме, когда её срубают, требуется много времени, чтобы снова вырасти, точно так же, когда мир теряет цадика, требуется много времени, прежде чем на его месте вырастет другой... Точно так же финиковая пальма не растёт (и не приносит плодов), если мужчина не «посажен» женщиной, поэтому цадик процветает только тогда, когда муж и жена едины, когда мужской аспект цадика соединён с женским аспектом цадика, как в случае с Авраамом и Сарой.3

Финиковая пальма двудомная: есть мужские и женские деревья и, как говорится, в «Зоаре», никаких плодов не будет, «если самец не будет посажен самкой».4

В «Сефер ха-Бахир», которая на столетие предшествовала «Зоару» и которую Юнг цитировал в Mysterium Coniunctionis5, двудомная природа дерева понимается как символ андрогинной природы божества.6Способность пальмы быть либо мужчиной, либо женщиной, согласно Гершому Шолему, в «Книге Бытия» дети Фамарь «символизируют Луну и Солнце, содержащихся в пальмовом дереве таким же образом, как женское и мужское начало».7Хотя Юнг был знаком с работами Шолема8,книга «Истоки каббалы», в которой сделано это утверждение, была опубликована только в 1962 году, более чем через тридцать лет после завершения Liber Novus.


ajax loader 2x - Каббалистический Филимон

  1. Исход 15:27.
  2. Юнг, MDR, С. 325. Юнг познакомился с Кордоверо позже, в каббалистическом сборнике восемнадцатого века Кристиана Кнорра фон Розенрота, переведённом на латынь и известном как «Каббала денудата». Эта работа была в библиотеке Юнга в оригинальном издании: Кристиан Кнорр фон Розенрот, Каббала денудата, 3 тома, Зульцбах/Франкфурт: Абрахам Лихтенталь, 1677-84. «Каббала денудата» регулярно цитируется Юнгом, Собр.соч. Том 5, пересмотренной версии «Психологии бессознательного». Однако он не упоминает об этом в оригинальной публикации.
  3. Зоар, Берешит 82а.
  4. Юнг был знаком с «Зоаром», великим основополагающим трудом каббалистической мысли, написанным в конце тринадцатого века. У него были экземпляры работы в немецком и английском переводах: Эрнст Меллер (пер.), Der Sohar, Дюссельдорф: Diederich, 1932 и Гарри Сперлинг и Морис Симон (пер.), Зоар, 5 томов, Лондон: Soncino Press, 1931-34. У Юнга также был экземпляр книги А. Э. Уэйта, Учение и литература каббалы, Лондон: Theosophical Publishing Society, 1902, а также А.Э. Уэйта, Тайная доктрина Израиля, Лондон: William Rider & So, 1912 и А.Э. Уэйт, Святая каббала, Лондон: Williams & Norgate, 1929. Все эти работы Уэйта включают в себя пространные изложения книги Зоар. Другими работами по каббале в библиотеке Юнга, которые были опубликованы до, во время или вскоре после периода, в который Юнг работал над Liber Novus, являются: Гершом Шолем, Die Geheimnisse der SchцPfung, Берлин: Schocken, 1935; Освальд Эрих Бишофф, Die Elemente der Kabbalah, 2 тома, Берлин: Hermann Барсдорф, 1913-20; Кнут Стенринг (пер.), Книга становления (Сефер Йецира) раввина Акибы бен Иосифа, Нью-Йорк: Издательство Ktav, 1923, с введением А. Э. Уэйта; Хаджим Блох, Жизненный путь каббалистов,  Вена: Vernay-Verlag, 1927. Эта последняя работа особенно актуальна для раннего периода познания Юнгом Каббалы, потому что рабби Блох, историк и учёный-каббалист, который часто общался с Фрейдом, заявил в интервью, что у Фрейда в библиотеке было несколько каббалистических работ. Для этой ссылки см. Бакан, Зигмунд Фрейд и еврейская мистическая традиция, С. xviii. Г.Р.С. Мид, хотя он и не публиковал никаких работ по Каббале, был полностью знаком с ней благодаря своей долгой, тесной дружбе с раввином Моисеем Гастером; см. Грин, Маги и Маггиды, С. 291-292.
  5. Юнг, Собр. соч. Том 14, ¶625.
  6. Сефер ха-Бахир, С. 117 и С. 139.
  7. Бытие 38:28-30. См. Гершом Шолем, Истоки каббалы, ред. Р. Дж. Цви Вербловски, пер. Аллан Аркуш, Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1987; первоначально опубликовано на немецком языке как Ursprung und Anfgnge der Kabbala, Берлин: Walter de Gruyter, 1962, С. 173.
  8. Юнг владел несколькими работами Шолема по каббале, самая ранняя из которых (Das Geheimnisse der SchцPfung: Ein Kapitel aus dem Sohar) была опубликована в 1935 году.
error: Копирование запрещено!