Atmavictu
Вторая картина не похожа ни на одно другое изображение, созданное Юнгом для Liber Novus (см. Изображение 7). Он изображает квазичеловеческое, квазиживотное лицо, бородатое и длинноносое, и, по-видимому, построенное из пёстрых осколков щебня и камней. Из головы торчат маленькие рожки. Зрачки глаз расположены горизонтально, что характерно только для некоторых млекопитающих — мангуст, гиппопотам, овца и козёл1– и сочетание длинной чёрной бороды и коротких рогов наводит на мысль, что козёл — это то существо, которое имел в виду Юнг. Это лицо, смотрящее на зрителя, плавает бестелесно на фоне сероватых камней и окружено древними кремниевыми или обсидиановыми ножами и окаменелостями аммонитов и других доисторических существ. Цвета земные: серый, ржаво-коричневый, охряный и чёрный. И легенда об изображении, и козлиные черты предполагают конкретные символические ссылки на Сатурн.2
«Это тёмная сторона драгоценного камня. Эта тень у того, кто в камне. Это Atmavictu, древний, после того как он удалился из творения. Он вернулся к бесконечной истории, в которой он начался. Он снова стал каменным останком, закончив своё творение».3
Сону Шамдасани отмечает, что Atmavictu впервые явился Юнгу как виде́ние в 1917 году, хотя картина не была завершена до декабря 1919 года. В «Чёрной книге», датированной 1917 годом, Юнг написал:
«Змея говорит, что Atmaviktu был её спутником тысячи лет. Сначала он был стариком, а затем умер и стал медведем.Затем умер и стал выдрой. Затем умер и стал тритоном. Затем снова умер и вошёл в змею. Змея — это Atmaviktu... Змея говорит, что она — ядро самости. Из змеи Atmaviktu преображается в Филимона».4
Спустя год после того, как Юнг нарисовал картину, Юнг создал скульптуру Atmavictu, чьё имя, как он отмечал, пришло к нему, когда он работал над камнем: только когда я создавал эту работу, бессознательное дало мне имя. Он назвал фигуру Atmavictu — «дуновение жизни»... творческий импульс.5