Это загадочное высказывание не проясняет личность фигуры, кроме того, что он разливает «святую воду». Но он явно служит воплощением духа Водолея. Нумерология картины — семь растений, семь концентрических кругов — намекает на фигуру ноэтического космократора, который питает семь планетных сфер и их земные аналоги. Вновь suthemata Сатурна.
Водолей управляется Сатурном; кабири (кабейрои), появляющиеся из цветов, — это карликовые боги-кузнецы греческого мифа, которых Юнг ассоциировал с Сатурном; а зелёный дракон, вездесущий в алхимических текстах, — это сатурнианская prima materia, из которой они растут и цветут, питаемые как водой, так и светом Солнца. Одеяние арлекина, по-видимому, означающее coniunctio oppositorum тьмы и света в сочетании с зеленью земли, появляется позже в Liber Novus в фигуре Фанеса, обсуждаемой далее в главе 6, которого Юнг понимал как бога нового Эона Водолея. Таким образом, Фанес представляется возрождённым и преобразованным Сатурном как правителем Водолея. В контексте своеобразных, но глубоко укоренившихся христианских верований Юнга он также выступает новой и более полной формой Христа, как это предлагается в Евангелии от Иоанна 4:14:
«а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную».1
Все три картины, по-видимому, связаны с восприятием Юнгом приближающегося Эона Водолея, а также природы Сатурна как правителя этого созвездия. Склонность Юнга связывать различные символические мотивы, указывающие на общий смысл, выглядит пугающей для буквально мыслящих астрологов, а также буквально мыслящих психологов. Тем не менее, это пристрастие отражает особый подход Юнга к астрологии, который сформировал существенный аспект его психологического понимания. Картины также предполагают связь с тем, что описано в Liber Novus как недавно пробудившийся дар пророчества Юнга, который появляется после путешествия в «царство Матерей». «Разливающий Святую воду» — это своего рода олицетворение нового Эона, «Пути грядущего»: название первого раздела Liber Novus, в котором самая первая картина, включённая Юнгом в работу, изображает Солнце в точке равноденствия, представленное в виде звезды, движущейся из созвездия Рыб в созвездие Водолея.2Библиотекарь-сатурнианец и его лунная повариха кажутся незначительными фигурами в Liber Novus, поскольку встречи Юнга с ними кратки. Но озарения, которые Юнг описывает сразу после встреч с ними, включают продолжительный диалог с Душой, полный переориентации его понимания природы Бога и осознание необходимости, несмотря на уникальную природу его даров:
«Будь вместительным и ухаживай за своим садом со скромностью».3
Картины, хотя их включение в этот конкретный раздел текста кажется произвольным, тем не менее передают растущее понимание Юнгом нового Эона Водолея, двусмысленных качеств его планетарного владыки, и роль, в которую, как он считал, он был брошен через свои болезненные и изолирующие прозрения в человеческие глубины.
Лиз Грин «Астрологический мир Красной Книги Юнга. Даймоны, Боги и Планетное Путешествие»
Вольное изложение и перевод Лора Савлова©
2021-07-21