Большинство людей, работающих в помогающих профессиях, испытали это сопротивление на собственном опыте. Имея дело с таким клиентом, психотерапевты с аналитической подготовкой понимают собственное чувство беспомощности как контрперенос (клиент хочет заставить терапевта почувствовать беспомощность, которую он пытается избежать). Но многие астрологи, незнакомые с психологическими подходами, просто чувствуют себя истощёнными, разочарованными и подорванными, и могут со временем и при повторных консультациях испытывать серьёзную потерю уверенности в себе. Мазохистское поведение — это способ обрести всемогущество, заставляя других чувствовать себя виноватыми и бессильными. Это также средство обретения контроля через процесс самоповреждения, гораздо более мощный, чем всё, что другие могут сделать, чтобы причинить вред.
«Сущностью мазохизма является глубокая связь между болью и удовольствием. …Это поиск или жажда психической или физической боли, дискомфорта или унижения, где неудовольствие становится удовлетворением или удовольствием; но как поиск боли, так и само удовольствие, или и то и другое могут быть бессознательными. На самом деле, часто мазохист, пребывая в неведении относительно собственного посредничества и получаемого удовлетворения, осознаёт только страдание, которое переживается как навязанное извне судьбой или другими людьми, которых мазохист гневно винит за испытываемую боль. И тем не менее часто невозможно ошибиться в очевидности удовлетворения, звучащего в голосе страдающего, выраженного в блеске его глаз, в том, как он отстаивает очередной провал и унижение, выхватывает поражение из «пасти» победы».1
Это действительно патология. Хотя мы испытываем глубокое сострадание к внутренним переживаниям, которые отражают такие модели поведения, очень трудно идеализировать эти разрушающие жизнь навязчивые идеи как «бескорыстные» или «эволюционировавшие».
Они скользкие, манипулятивные и, несомненно, грязные, хотя в высшей степени человеческие. Когда мы проникаем за завесу этой типично нептунианской манеры обращения с сильными, но неприемлемыми побуждениями и желаниями, то вступаем в область младенца. Следует надеяться, что астролог-консультант способен побудить человека, находящегося в тисках самопожертвования, исследовать некоторые из более глубоких мотивов такого поведения, чтобы достичь наиболее прямого и творческого подхода к другим людям и к жизни. Не особенно полезно говорить такому клиенту, что его жертвы «кармически необходимы», но действительно ли они необходимы на других, более тонких уровнях, ещё предстоит выяснить; но истина об этом возникнет только в результате честной конфронтации.