«Царство матерей» относится к первому акту второй части «Фауста» Гёте, в котором Фауст должен спуститься в подземное царство «матерей». В пятой сцене этого акта Мефистофель сообщает Фаусту:
Неохотно я Великую ту тайну открываю.
Знай: есть богинь высокая семья,
Живущих вечно средь уединенья,
Вне времени и места. Без смущенья
О них нельзя мне говорить. Пойми ж:
То Матери!
….
Да, Матери! Они вам незнакомы,
Их называем сами нелегко мы.
Их вечное жилище — глубина.
Нам нужно их — тут не моя вина.
….
Спустись же вниз! Сказать я мог бы: «Взвейся!»
Не всё ль равно? Действительность забудь,
В мир образов направь отважный путь
И тем, чего давно уж нет, упейся!
Как облака, совьются вкруг они, —
Взмахни ключом и тени отстрани.1
Позднее Юнг интерпретировал «царство матерей» Гёте как коллективное бессознательное, находящееся как внизу, так и вверху, которое может «насильственно вторгаться в сознание» и сталкивать индивида со «странным и, казалось бы, непостижимым содержанием». «Царство матерей» — это также Анима, которая «олицетворяет коллективное бессознательное».2Повариха первоначально предстаёт как карикатура на круглую, добрую, заботливую и кормящую добрую мать: полная Луна как символ «оплодотворения» и «пропитания».3Но повариха также руководит вратами в Подземный мир, обнаруживая себя близкой родственницей тем более диким, кровавым характеристикам зловещей тьмы Луны, описанным в первой встрече Юнга с Саломеей.4Юнг сравнивает повариху с Кундри, главной героиней последней оперы Вагнера «Парсифаль»: весьма противоречивая фигура, которая служит как чёрному магу Клингзору, так и духовному сообществу рыцарей Святого Грааля. Как и Саломея, Кундри проявляет одновременно мрачный эротизм и сострадательную духовность после пробуждения Юнга на кухне, он и повариха расстаются, и она больше не появляется в Liber Novus.
Лиз Грин «Астрологический мир Красной Книги Юнга. Даймоны, Боги и Планетное Путешествие»
Вольное изложение и перевод Лора Савлова©
2020-11-16
- Иоганн Вольфганг фон Гете, Фауст: трагедия, пер. Баярд Тейлор. — Нью-Йорк: Современная библиотека, 1950 [1870], С. 53-54. См. статью Шамдасани п. 217 на С. 302. Liber Novus.
- Юнг, Собр. соч. Том 10,¶714.
- Макс Гендель, Послание звёзд. С.6 и С.32
- Наблюдения Юнга о зловещей, опасной природе новолуния см. Юнг, Собр. соч. Том 14, ¶¶21-30.