Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Астрологический мир Красной Книги Юнга. Даймоны, Боги и Планетное Путешествие»

Вольное изложение и перевод Лора Савлова©

Сатурн и отшельничество. Часть 1

Фрэнсис Йейтс отмечала, что во времена возрождения неоплатонических доктрин в конце XV начале XVI веков все небесные влияния рассматривались как, в конечном счёте, «хорошие», и каждый человек должен был использовать гороскоп хорошо, а не плохо. Не существовало изначально «плохих» или «вредных» планет, и Сатурн воспринимался как планета великих мыслителей и пророков:

«Сатурн, несчастный и плохой в обычной астрологической теории, занимает первое место в списке. Будучи самой внешней или высшей планетой в космическом порядке, он ближе всего к божественному источнику бытия и поэтому связан с самыми возвышенными созерцаниями. «Сатурнианцы» — это не те бедные и несчастные персонажи традиционной астрологии, но вдохновенные ученики и созерцатели высших истин».1

Именно это неоплатоническое понимание Сатурна определило центральную, хотя и неоднозначную, роль планеты в алхимической литературе, а также оказало влияние на Алана Лео и самого Юнга. Учитывая эти ассоциации, неудивительно, что Юнг называл Илью фигурой, олицетворяющей «предопределение» или «предвидение». Это качество, согласно Юнгу, связано с мифической фигурой Прометея, земного Титана, подобного Кроносу — Сатурну, чьё имя по-гречески означает «предвидение», и который «вносит хаос в форму и дефиниции».2Илья обитает и воплощает в себе узнаваемую сатурнианскую Вселенную: камни, гадание, пророчество и приведение формы в хаос — всё традиционно принадлежит этому планетарному Богу.3

На третью ночь встречи Юнга с Ильей он обнаруживает себя стоя́щим «перед крутым хребтом в пустыне». Илья, подобно горному козлу, символизирующему «ночной» знак Сатурна, Козерог4, ведёт Юнга на очень высокую вершину, на которой Юнг находит круглый «храм Солнца», построенный из гигантских камней. Затем старый пророк превращает в карлика фигуру, которую Юнг связывал с мифическими греческими богами — карликами, известными как Кабейрои, а также с Нибелунгами или кузнецами — карликами Тевтонского мифа. Юнг также связывал образ карлика с Антропарионом, или «свинцовым гомункулусом» алхимии, который он определял не иначе как «свинцовый дух или планетарный демон Сатурн».5Илья обещает показать Юнгу «источники», уводя его в полное одиночество тёмной пещеры. Юнг испытывает виде́ния в кристалле Ильи. Затем старый пророк надолго исчезает из повествования (Юнг утверждает, что на два года)6, но снова появляется в конце Liber Novus, предлагая свою дочь Юнгу в качестве дара. Как и многие другие драматические персонажи, он преобразился за это время, очевидно, к худшему: он «потерял силу своей мудрости» и теперь слаб и беден. Он говорит Юнгу: «Избыток моей силы перешёл к тебе»7, очевидно, что он был, по крайней мере, частично интегрирован в сознание; но корень его силы как архетипического «мудрого старца» теперь заключён в  более позднем воплощении, маге Филимоне.


Лиз Грин «Астрологический мир Красной Книги Юнга. Даймоны, Боги и Планетное Путешествие»

Вольное изложение и перевод Лора Савлова©

2021-01-12

ajax loader 2x - Сатурн и отшельничество. Часть 1

  1. Фрэнсис Амёлия Йейтс. Оккультная философия в Елизаветинскую эпоху. — Лондон: Раутледж и  Кеган Пол, 1979. С. 33.
  2. К.Г. Юнг, Liber Novus. С. 247.
  3. См., например, А. Лео, Сатурн. С. VIII: «Планетарная сфера Сатурна в основном с связана с кристаллизацией  Царства Минералов ... Сатурн управляет костной структурой человека и его конкретным или научным умом». Что касается Сатурна как носителя формы и структуры хаоса в индивидуальном смысле, см. Лео, Сатурн, С. 12: «Сатурн представляет собой строительные леса вокруг реального «Я», в то время как здание индивидуальности находится в процессе строительства».
  4. О двойном управлении Сатурном знаками Водолея и Козерога и  см. А. Лео. Сатурн. С. 41–42.
  5. К.Г. Юнг. Собр. соч. Том 11, ¶350. Карлик, в которого превращается Илья, — это Мим, коварный мастер оперного цикла Вагнера «Кольцо Нибелунгов». Вагнер заимствовал своего персонажа из Исландского Мимира, известного в исландской прозе XIII века как «мудрый», хранитель источника мудрости. См. Падраик Колум. Дети Одина. — Нью-Йорк: Палгрейв Макмиллан, 1920. С. 74–76. Об увлечении Юнга символикой карлика см., например, Юнг. Собр. соч. Том9i, ¶¶406–407; Собр. соч. Том12, ¶203 и 302; Собр. соч.  Том 13, ¶392. Для Юнга карлик — это страж порога бессознательного, роль, которую Сатурн также играет в оккультной литературе как «обитатель порога»; см., например, Дион Форчун. Мистическая Каббала — Лондон: Эрнест Бенн, 1976. С. 218. Макс Гендель описал Сатурн как «дверь в хаос». Гендель. Послание звёзд. С.6.
  6. К.Г. Юнг, MDR. С. 338–339.
  7. К.Г. Юнг, Liber Novus. С. 324.
error: Копирование запрещено!