Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Астрологический мир Красной Книги Юнга. Даймоны, Боги и Планетное Путешествие»

Вольное изложение и перевод Лора Савлова©

Трансформация Издубара

Мифический мотив солнечного бога, выходящего из космического яйца, встречается как в орфической, так и в митраистской космологии, в которую Юнг был погружен в то время.1Фанет, орфическое первобытное божество, поднялся из яйца, наполненного огнём; Митра также вырвался из яйца, окружённого, подобно Фанету, кру́гом Зодиака.2Трансформация Издубара в терминах юнговского понимания астрологии, по-видимому, отражает идею о том, что микрокосмическое Солнце в натальном гороскопе – в случае Юнга, Солнце во Льве, заходящее на Западе — отражает индивидуальный «образ Бога»: символ «Я», который раскрывает своё значение как «величайшую ценность» с течением времени и проявляет различные грани в соответствии с изменениями в индивидуальном сознании. Природа Издубара пламенна и мечтательна, и она не согласуется с рациональным «ядом» юнговского интеллекта.

Происходит сложный процесс, посредством которого сущность великана становится узнаваемой, и в конечном счёте, признаётся как образ Божественного:

«Обновлённый Бог означает обновлённую установку, то есть обновлённую возможность интенсивной жизни, новое обретение жизни, ибо, психологически говоря, бог всегда обозначает высшую ценность, то есть наибольшую сумму либидо, величайшую жизненную интенсивность, высшее качество психологической жизнедеятельности».3

Открытие Юнгом того, что Издубар не только «реален», но и служит вместилищем вселенской жизненной силы, наводит на мысль, что он воспринимал астрологическое Солнце во многом так же, как Алан Лео: как индивидуальное воплощение «божественной искры», составляющей надличностный центр человека. Осознание этой искры, согласно обоим, Юнгу и Лео, не происходит автоматически, и оно может быть подавлено или остаться бессознательным из-за слишком серьёзной рациональности и отождествления с мировоззрением «духа этого времени», который наделён силой уничтожить даже бессмертных богов. Для Юнга этот дух предстал «ядом» того, что в настоящее время называют «сциентизмом»: вера в то, что только наука способна поведать истину о природе реальности.4

Юнг, по-видимому, понимал воздействие Герметического солнечного «луча Бога», описанного Мидом как сияние «рациональной составляющей» человеческой души, как непосредственное переживание сознательным эго своего «Я».5Если такой опыт достигнут, он, по мнению Юнга, облегчает трансформацию личности и освобождает человека от большей части страданий Хеймармене: принуждений бессознательного либидо. Астрологический символ этого процесса по Юнгу, описывается Солнцем в натальном гороскопе. «Максимальное сознание», которое приносит такое переживание, хотя и кратковременное, сродни переживанию вре́менной «божественности», описанному в Литургии Митры, в которой душа, посвящённого на короткое время, переживает единение с Гелиосом-Митрой.6Хотя экстатический момент проходит, человек постоянно изменяется в результате переживания. Мид сравнивал герметическую идею Солнца с орфическим Фанетом, чьё первородное Яйцо символизирует «обе полусферы, верхнюю и нижнюю»7Апофеоз Издубара как солнечного божества, ритуально вызванного из космического яйца, прочно связывает его с Орфическим первобытным божеством, которое появляется позже в Liber Novus, как «тот, кто приносит Солнце»: образ Бога нового астрологического Айона. Издубар также поглощён другой фигурой, coniunctio oppositorum Сатурна и Солнца, которого Юнг называл Филимоном и в виде́нии, пережитом Юнгом в 1917 году, сообщил ему:

«Моё имя было Издубар».8


Лиз Грин «Астрологический мир Красной Книги Юнга. Даймоны, Боги и Планетное Путешествие»

Вольное изложение и перевод Лора Савлова©

2020-08-24

ajax loader 2x - Трансформация Издубара

  1. О связи Фанета и Митры с мотивом яйца см. в книге Дэвида Уланси, Происхождение Митраистских мистерий: космология и спасение в Древнем мире / Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1991. С. 120-21; Франц Кюмон, Митра и Орфизм, Обзор истории религий 109(1934), С. 64–72. В «Психологии бессознательного» С. 289. Юнг цитирует Лео Фробениуса «Эпоха бога Солнца» (1904), в которой приведены мифи о боге Солнца, высиживающем яйца. Дополнительные ссылки на космическое яйцо см. В книге Юнга, Психология бессознательного, С. 388, 394, 415, 468, 540 п. 36, 547 п. 55.
  2. См., например, рельеф из Римского Митреума в римском форте Хаусстедс (Vercovium / Borcovecium) на стене Адриана (CIMRM 860), III века н. э., ныне Музей древностей, Ньюкаслский университет. Митра изображён выходящим из космического яйца, держащим в руках кинжал и Факел, окружённый кругом Зодиака.
  3. Юнг, Собр. Соч. Том 6, ¶301.
  4. «Сциентизм» см. Грегори Р. Петерсон «Демаркация и Сциентистское заблуждение», 38: 4 (2003), С. 751-61; Олав Хаммер, «Претендующие на знание: стратегии эпистемологии от Теософии до Нового Времени / Лейден: Брилл, 2004, С. 205-208.
  5. Мид,  Трижды Величайший Гермес, 2:282–83.
  6. Для получения аналогичного опыта см. Также Corpus Hermeticum X, описанный в книге Фауден Гарт, Египетский Гермес: исторический подход к позднему языческому мышлению / Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1993, С. 83, п. 3
  7. Мид,  Трижды Величайший Гермес, 2:282.
  8. См. комментарии Шамдасани  Юнг, Liber Novus, С. 305, п. 232.
error: Копирование запрещено!