По словам Карла Кереньи, соавтора Юнга в работе «Очерки науки мифологии», Трёхликая Геката «часто считается представителем Луны». Она включает в себя атрибуты как Деметры Великой Матери (которая похожа на кухарку), так и её дочери Персефоны или Коры (которая похожа на дочь учёного). Геката — «повелительница духов» и правит миром призраков и колдовства; но она также обладает «чем-то вроде материнства». «Она и нянька, и кормилица, и в центре её сферы влияния стоит Луна».1Юнг подтвердил эти ассоциации в собственном эссе о Коре (Деве), которое следует за Кереньи в их совместной работе. И Дева, и мать могут быть изображены в виде змей (как Саломея и душа Юнга), и они часто «украшены серпом Луны» (как Анима — фигура и замок старого учёного на картинах Юнга)2более того, «плодовитая добрая мать», которую «наивный человек» воспринимал, как родственную Луне3, может в равной степени руководить «питьём крови и омовением в крови»4, как это сделала библейская Саломея при смерти Иоанна Крестителя. В «Психологии бессознательного» Юнг указывал, что Трёхликая Геката «связана с Луной (растущей, полной и убывающей)»5;более того, у неё «змееподобные ноги»6.Затем Юнг процитировал уравнивание Плотина Луны с мировой душой и предположил, что это уравнивание продолжалось в раннем христианстве:
«Некоторые раннехристианские сектанты приписывали Святому Духу материнское значение (мировой душе, Луне)»7
Астрологическая интерпретация Луны Аланом Лео полностью согласуется с юнговской, и вполне вероятно, что работа Лео внесла значительный вклад в лунные фигуры в Liber Novus, а также в понимание Юнгом лунной Анимы как посредника между коллективным бессознательным и сознанием. В большинстве своих книг Лео был довольно условен в описаниях Луны, ссылаясь на её традиционное отношение к семье, родителям и питанию8, но в «Эзотерической астрологии» Лео расправил свои теософские крылья и провозгласил:
«Это воплощение состояния дуализма, середины между двумя экстремальностями…В этой форме этот символ используют как символ души, как соединительное звено между духом и телом... Если же взять его в форме полукруга, то это значит растущую или убывающую Луну в её двухкратных фазах света и темноты. В этом случае символ представляет человеческую душу в её различных настроениях, которая поднимается, чтобы соединиться с осознанным духом или опускается и привязывается к телу».9
Согласно Лео, Луна, поскольку она «обозначает всё промежуточное», также играет важную роль в медиумизме как «недостающее звено между живыми и мёртвыми»10 для Юнга, в свою очередь, Луна — это «место сбора ушедших душ, хранительница семян»11 после смерти бродяги, с которым Юнг встречается прямо после встречи с дочерью учёного12, Юнг называет Луну обителью мёртвых душ:
«Ваша душа ушла на Луну, хранителю душ. Таким образом душа двинулась навстречу смерти».13
- Карл Кереньи, Кора, в К. Г. Юнг и Карл Кереньи, Очерки науки о мифологии. — Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1969. С. 101-155, С. 110-13.
- К. Г. Юнга, Психологические аспекты Коры, Юнг и Кереньи, Очерки. С. 156-177, С. 158-159.
- Юнг, Психология бессознательного, С.25.
- Юнг, Психологические аспекты Коры, С.158.
- Юнг, Психология бессознательного, С. 549, п. 50.
- Юнг, Психология бессознательного, С.404.
- Юнг, Психология бессознательного, С.147-148.
- См., например, Лео, Ключ к вашему рождению, С.10.
- Лео, Эзотерическая астрология, С.2-3.
- Алан Лео, Как истолковать Гороскоп. — Лондон: Современная астрология, 1908. С.69-70.
- Юнг, Психология бессознательного. С. 352, ссылка на отрывок из Фирмика Матерна, Матезис, 1.5.9.
- Повествования бродяги, см. Юнг, Liber Novus, С. 265-266.
- Юнг, Liber Novus, С.267.