Шамдасани отметил, что картина Юнга об Издубаре напоминает рисунок Рошера о Вавилонском герое (которого Рошер назвал Издубаром-Нимродом) в Ausfiirliches Lexikon1.Иллюстрация Рошера, основанная на ассирийском рельефе из дворца царя Саргона II в Хорсабаде, изображает героя, несущего в правой руке Змея, ассоциируемую вавилонянами с созвездием змея, священным для Владыки Подземного Мира2.В левой руке Гильгамеш держит доброго вида маленького Льва, который вавилоняне связывали с зодиакальным созвездием, носящим название «Великий Лев»3. Змей и Лев появляются вместе девять столетий спустя как unio oppositorum в иконографии митраистского львиноголового Бога Эона(Айона), в ритуале посвящения, описанном в «Метаморфозах» Апулея (которые часто цитировал Юнг)4, и в виде́нии Юнгом своего символического распятия в Liber Novus. В Эпосе о Гильгамеше Вавилонский герой ищет тайну бессмертия в Дильмуне, земле, благословлённой богами; эта тайна предстаёт в виде цветка растения вечной молодости, которое Гильгамешу удаётся, в конце концов, обнаружить и вытащить со дна моря после многих опасных приключений.
Как и Издубар, Гильгамеш жаждет солнечного света:
Теперь пусть мои глаза смотрят на Солнце, чтобы я насытился светом.
Тьма скрыта, сколько в ней света?
Когда мертвец может увидеть лучи Солнца?5
Подобно гиганту Юнга, Гильгамешу советуют — в случае с вавилонским героем, сам бог Солнца — оставить свои поиски и принять свою смерть:
Гильгамеш! Куда ты стремишься?
[Вечной] жизни, что ищешь, не найдёшь ты!6
Гильгамеш и Издубар разделяют тягу к солнечному бессмертию. Рошер, описывая Гильгамеша (которого всё ещё называли Издубар в то время, когда был написан Detailed Lexicon), отметил: «Как Бог, Издубар [Гильгамеш] ассоциируется с Богом Солнца».7Но между вавилонским героем и великаном Юнга есть принципиальные различия. Если для Гильгамеша источником вечной жизни является цветок бессмертия, скрытый в море, то для Издубара это само Солнце, заходящее на Западе. И в то время как Гильгамешу в конечном счёте мешает в его поисках богиня Инанна, Издубар, в Liber Novus, сначала мешает «Я» Юнга, но в конце концов достигает апофеоза через возрождение, которое Юнг изобразил в серии экстраординарных картин.8
- Shamdasani, C. G.Jung: A Biography in Books, p. 92.
- См. Gavin White, Babylonian Star-Lore (London: Solaria, 2008), pp. 81—82 and 183—85.
- См. White, Babylonian Star-Lore, p. 140; Richard Hinckley Allen, Star Names (New York: Dover, 1963 [1899]), pp. 252—63; David H. Kelley and Eugene F. Milone, Exploring Ancient Skies (New York: Springer, 2011),pp. 479—81.
- См. Юнг, Liber Novus, стр. 252, п. 211. Отрывок из Апулея отмечен строкой на полях в немецком переводе Юнга.
- George (trans.), The Babylonian Gilgamesh Epic, 1:13—15, Vol. 1, p. 277.
- George (trans.), The Babylonian Gilgamesh Epic, 1:7—8, Vol. 1, p. 277.
- Roscher, Ausfurliches Lexikon, Vol. 2, p. 774, цитируется Шамдасани в Liber Novus, стр. 284, п. 136
- Юнг, Liber Novus, стр. 59-64.