Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Тьма Души. Психопатология в гороскопе»

Вольный перевод в изложении Лоры Савловой©

Вменяемость и безумие. Часть 2

Греческий гумор

Греческие философы, появившиеся в VI веке до н. э., рассматривали Космос рациональнее, как упорядоченную и единую систему, а не игровую площадку для непредсказуемых демонических сил. Это отражает постепенное усиление акцента на индивидуальном сознании. Хотя иррациональное признавалось, почиталось и внушало страх, тем не менее, сила индивидуальной рефлексии, приводящая к самопознанию и «правильным» отношениям с божественным царством, считалась ключом к психологическому здоровью человека. Начиная с IV века до н. э. Гиппократ и его последователи «натурализовали» безумие и перенесли его из царства богов в царство тела — хотя тело тоже считалось сделанным из божественного материала и находящимся под управлением астрологических влияний. Медицина Гиппократа объясняла здоровье и болезнь с точки зрения четырёх видов жидкости, присутствующих в крови, жёлтой желчи, мокроте и чёрной желчи. Эти жидкости влияют на ритмы развития и изменений как в теле, так и в психике. Гумор отражается на макрокосмическом уровне четырьмя элементами: кровь приравнивается к воздуху (сангвинический темперамент), жёлтая желчь к огню (холерический темперамент), мокро́та к воде (флегматический темперамент) и чёрная желчь к земле (меланхолический темперамент). Эти древние связи между физиологией, психологией и астрологией имеют огромное значение для нас в понимании того, как картины планет отражают все уровни человеческого существа. Считалось, что переход от здоровья к болезни, физической, психологической или и той и другой, происходит, когда одна из четырёх жизненных жидкостей либо накапливается на опасно высоком уровне, либо опускается до опасно низкого. Греческие врачи считали, что мания возникает в результате избытка либо крови, либо жёлтой желчи, в то время как депрессия возникает из-за избытка чёрной желчи. Если мы переведём это в термины натальной карты, чрезмерное или недостаточное внимание к какому-либо конкретному элементу может быть одним из факторов, которые нам потребуется учитывать с точки зрения возможных астрологических признаков безумия. Мы увидим, насколько это актуально, когда начнём рассматривать некоторые гороскопы. Греки верили, что этим дисбалансам, хотя они и присущи, можно помочь с помощью широкого спектра методов лечения, охватывающих как физическую, так и психологическую основу: диета, физические упражнения, музыка, медицинское или хирургическое вмешательство, растительные средства и то, что мы сейчас могли бы назвать терапевтическим катарсисом. Мания и меланхолия особенно беспокоили греческих врачей, и даже современная психиатрия признаёт свой долг перед ними. Аретею из Каппадокии, современнику Галена, жившему во II веке н. э., приписывают выявление того, что сейчас известно как маниакальная депрессия или биполярное расстройство.

Средневековое христианское безумие

Средневековая медицина следовала медицинским традициям, начатым Гиппократом, Галеном и Аретеем. Диагнозы были довольно сложными: например, Бартоломей Английский в XIII веке учил, что меланхолия включает в себя такие состояния, как тревога, ипохондрия и депрессия. Но такие знания были ограничены хорошо образованными людьми, и им приходилось действовать осторожно из-за вездесущей угрозы быть обвинёнными в религиозной ереси. Одержимость дьяволом была более популярной точкой зрения на безумие, особенно среди необразованных людей и в периоды социальных потрясений, таких как инквизиция, вспышка Чёрной чумы и охота на ведьм в начале XVII века. Одержимость богом теперь стала одержимостью демоном, и, как и в примитивных племенных обществах, экзорцизм стал главным средством, с помощью которого злая сила изгонялась из одержимого. Древние языческие боги были превращены Церковью в силы зла, но безумие всё ещё воспринималось как сверхъестественное вмешательство. Ренессанс вызвал возрождение интереса к классическому мировоззрению и дальнейшее развитие классической медицинской традиции, но религиозные войны XVI века и Тридцатилетняя война XVII века привели к тому, что взгляды на безумие по-прежнему разделились между врачами, с одной стороны, следующим классической традиции, основанной на гуморе и, с другой стороны, остальной частью населения, следующей учениям Церкви и живущей в страхе перед одержимостью демонами.

Лиз Грин «Тьма Души. Психопатология в гороскопе»

Вольный перевод в изложении Лоры Савловой©

2021-08-27

ajax loader 2x - Вменяемость и безумие. Часть 2

error: Копирование запрещено!