Георг Фойерштейн открыто критикует Раджниша, описывая наиболее разрушительные аспекты жизни в ашраме. Это происходит потому, что он бросил столь необходимый объективный взгляд на культ; или потому, что его преданность по его собственному признанию, отдана другому гуру. Или это и то и другое. Одним из виновников неприятных побочных эффектов жизни в ашраме, по-видимому, было авторитарное обращение Раджниша со своими преданными. Отчасти это отражается в мощной конфигурации Луна — Плутон — Сатурн в карте рождения, которая сработала в то время, когда он приобрёл недвижимость в Орегоне и начал мечтать о будущем городе. Его автократическое отношение также наводится на мысль о грандиозных и самомифологизирующих тенденциях великого огненного трина. По словам Фойерштейна, Раджиш превратил собственный ашрам в своего рода трудовой лагерь, требующий огромных усилий и абсолютного подчинения. Это оставило многих преданных больными и измученными, неспособными выносить здравые суждения и, в некоторых случаях, доведёнными до самоубийства. По собственным словам Раджниша:
«...Ты становишься идиотом. Ты выглядишь как идиот! Люди скажут, что вы загипнотизированы или что-то в этом роде, что вы больше не являетесь самим собой. Это правда, но это своего рода шок. И хорошо, потому что это уничтожит прошлое… В этом весь смысл саньясы [отречения] и ученичества: ваше прошлое полностью смыто — ваша память, ваше эго, ваша идентичность — всё должно исчезнуть».1
Хотя Раджниш был явным сатурнианцем, чтобы избегать светских достижений, как Мехер Баба и другие гуру, он, безусловно, знал, как нажать кнопку Нептуна в своих учениках. После краха его духовной империи многие из последователей оказались в глубоком психологическом кризисе, осознав, что жили на автомате. Гуру вызывают привыкание, и от этой привычки нелегко избавиться. Но мы снова возвращаемся к неразрешимому вопросу: на ком лежит ответственность? На гуру или на ученике? Стремление Нептуна к спасению ясно видно в пассивности многих последователей Раджниша, ибо он оставался — и всё ещё остаётся — воплощением божественного источника, к которому они стремились. Можно утверждать, что эта стадия зависимости необходима в отношениях гуру-ученик, и что, если гуру действительно просветлённый, он способен вывести ученика за пределы связи матери и младенца к осознанию внутреннего источника мудрости и блаженства. В равной степени можно утверждать, что ответственность за открытие собственной внутренней истины лежит на индивиде.
Чтобы привести своих учеников в соприкосновение с их эмоциональными блоками (или, как предполагает Фойерштейн, их сопротивлением гуру), Раджниш разработал множество терапевтических техник, предназначенных для достижения катарсиса, за которым следует желаемая трансформация сознания. Здесь полезно вспомнить работу Месмера, который, как и Раджниш, был глубоко автократичным и требовал абсолютного подчинения от своих пациентов. Также, как и Раджниш, он стремился вызвать идентичный катарсический «кризис». Некоторые терапевтические интенсивы Раджниша растягивались на несколько дней и включали словесные оскорбления, групповой секс и физическое насилие. Тех, кто отказывался участвовать, считали эгоцентричными, фригидными и асоциальными. В ашраме свирепствовало тонкое и очевидное принуждение. Форма господства Нептуна через чувство вины, столь отличная от бесстыдного издевательства, часто проявляемого Марсом или Плутоном, проявляется в обвинении в том, что те, кто не подчиняется гуру, эгоистичны и духовно неразвиты, и будут подвергнуты остракизму со стороны сообщества.
Как только коллектив [культ] сформирован, никто не осмеливается нарушить строй и сказать: «Держитесь. То, что мы делаем, действительно глупо». Как только вы начали разрушать реальность и перестраивать её в другой форме, вы не хотите выходи́ть за рамки, иначе вся шаткая структура рухнет.2