Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Говард Саспортас «Астрология и психология агрессии. Два лика агрессии»

Вольный перевод и изложение ©Лора Савлова

Здоровая агрессия. Часть 1

Мы обсудим различные аспекты Марса позже, а сейчас минутку подумаем об этом. Луна — это стремление оставаться в состоянии регрессии и слияния в структуре, похожей на утробу матери.

Солнце и Марс, однако, являются более настойчивыми принципами: они представляют собой стремление различать «я» как отдельное независимое существо со своими  правами. Марс — своего рода приспешник Солнца. Принцип Солнца определяет нас как дискретную, сознательную сущность, а затем Марс делает, чтобы подтвердить точку — акцентировать и демонстрировать свою индивидуальность.

Когда Марс конфликтует с Луной, у вас возникает дилемма между той частью вас, которая хочет расти, двигаться вперёд и быть независимой (Марс), и той частью, которая хочет остаться слитой и растворённой в других или с тем, что уже привычно (Луна). Существует противоречие между необходимостью исследования и роста и необходимостью обеспечения безопасности.

Агрессия между матерью и ребёнком неизбежна. Мы рождаемся потенциальными жертвами. Мы рождаемся беспомощными — если кто-то не позаботится о нас, мы умрём. Нам нужна мама, чтобы встретить восход Солнца. Счастливы ли мы или грустим, сыты или голодны, комфортно или неудобно, зависит от матери или её заместителя. Положение во власти матери ради нашего благополучия и выживания заставляет нас любить и ненавидеть её. Мы любим её, когда она правильно понимает наши потребности и удовлетворяет их; мы ненавидим её, когда она ошибается, что она неизменно будет делать время от времени.

Однако агрессия между матерью и ребёнком возникает не только потому, что наши потребности не удовлетворяются во время кормления или потому, что она не берёт нас на ручки, когда мы хотим. Агрессия — это непросто результат разочарования, она также служит позитивной цели. Агрессия в детском развитии служит позитивным стимулом к отделению и независимости.

Марс заставляет нас хотеть освободиться от господства матери, чтобы мы развивались самостоятельно. Детский психолог Винникотт однажды написал, что «вначале агрессивность почти синонимична активности».1Научиться ползать, а затем ходить — это своего рода зародышевое утверждение и первый большой шаг, который мы делаем, отделяясь от матери. Какое-то время мы всё ещё бежим к ней при малейших признаках беды.

Но если мы хотим стать взрослыми сами по себе, мы делаем это, постепенно преодолевая нашу зависимость от опеки. Это достигается путём демонстрации миру, что мы можем в достаточной степени управлять окружающей средой для удовлетворения наших собственных потребностей.

Марс — ключ к этому. Марс — это сила внутри нас, которая заставляет нас осваивать мир. Очевидно, что мы должны отделять и отличать себя не только от матерей, но и от отцов. В мифах и сказках мы видим гигантские авторитарные фигуры отцов, которые требуют от детей покорности. Чтобы восстановить свою индивидуальность, ребёнок борется и с отцом. Зигфрид ломает меч Вотана, чтобы стать героем. В фильме «Возвращении Джедая» Люк Скайуокер уничтожает тёмную сторону отца, чтобы стать героем. Есть типичная тема в героических мифах: герой — это ребёнок, который сначала является обездоленным членом семьи, или самым осмеянным.


ajax loader 2x - Здоровая агрессия. Часть 1

  1. Дональд Вудс Винникотт, Сборник статей, London: Tavistock, 1958; стр. 204
error: Копирование запрещено!