Арнольд Тойнби в своём труде «Исследование Истории» приводит ряд важных наблюдений. над характе́рными реакциями общества, которому угрожает распад существующих структур и ценностей. Он предполагает, что переживание нацией «душевного опустошения» и «нравственного поражения» подталкивает граждан к преследованию «Утопической химеры в качестве подмены невыносимого настоящего».1

Восприимчивость «духовно опустошённого» и «нравственно побеждённого» немецкого народа к заманчивым обещаниям Гитлера о спасении была во многих отношениях нептунианской.

Лиз Грин

Именно так человек в муках неопределённости и неудачи зачастую обращается к миру Нептуна и с его магическими талисманами, поскольку жизнь несносна. В двойственности архаизма и футуризма, утверждает Тойнби, видятся две внешне противоположные, но в основе своей Утопические (или нептунианские) коллективные попытки ускользнуть от реальности.
«Как в архаизме, так и в футуризме попытка жить в микрокосме вместо макрокосма отвергается в пользу Утопии, которая, возможно, могла бы стать действительностью, не будь вызова, обусловившего перемену в духовном климате».2

По мнению Тойнби, эта двойственная утопическая подмена реалистичного подхода к социальным и экономическим проблемам проявляется либо в попытке вернуться к некоему воображаемому прошлому Золотого Века, либо в сумасшедшем прыжке к иллюзорному будущему, игнорирующему изменения и компромиссы, необходимые для создания сносного настоящего. Этот дуализм очевиден в политических событиях 1846–1848 гг. — прыжок в неизвестное будущее, высказанный движением пацифистов, посреди Европы, распадающейся в локальных войнах и революциях, коренящиеся в мечтах о славном национальном прошлом. Одним из главных импульсов в архаичной форме утопизма, со слов Тойнби, предстаёт «вирус национализма»:

«Сообщество, захваченное этой мрачной духовной болезнью, готово платить свой культурный долг не обществу в целом, но лишь фрагменту его. В этом состоянии ума сообщество обрекает себя на несчастья, пытаясь преобразовать и возвысить свою культуру, считавшуюся ранее «местной». В своих социальных и политических институтах, эстетической культуре и религии оно попытается вновь обрести кажущуюся чистоту эпохи национальной независимости, предшествовавшей той, в которой она оказалась включённой в широчайшее общество наднациональной цивилизации».3


  1. Арнольд Тойнби, «Исследование Истории» (London: Oxford University Press and Thames & Hudson, 1972), стр. 245
  2. «Исследование Истории», стр. 245
  3. «Исследование Истории», стр. 245

Страница: 1 2 3 4

Лора Савлова

Share
Опубликовано
Лора Савлова

Недавние посты

Юпитер в Близнецах

Стивен Арройо «Исследование Юпитера. Астрологический ключ к прогрессу, процветанию и потенциалу»Прочитать больше

20 октября 2024

Марс в Раке

Психологические особенности Марса в Раке Марс  в Раке  интересен  тем, что попадает в лунный знак.…

20 октября 2024

Венера в Стрельце

Лора Савлова. Венера в СтрельцеПрочитать больше

20 октября 2024

Как использовать положение Сатурна в гороскопе, планируя жизнь

Барбара Хэнд Клоу «Астрология и Восхождение Кундалини. Трансформационная сила Сатурна, Хирона и Урана»Прочитать больше

27 августа 2024

Марс в Близнецах

Марс в Близнецах больше проявляется в общении и ментальной сфере, чем в волевой. Марс в…

27 августа 2024

Петли Меркурия в 2024 году

Параметры движения Меркурия в 2024 году. Лора Савлова©Прочитать больше

26 августа 2024