Греческий термин истерия (от «Hysterai») буквально означает «матка» или «бешенство матки». Социальные проблемы, вызванные причудами этого таинственного о́ргана, описаны в коротком трактате Гиппократа «О девственницах»,1 в котором автор приводит физические симптомы истерии: паралич или тремор конечностей, функциональная слепота (например, у Марии Парадис) и глухота, одышка, боль в груди, ком в горле, боль в паху или ногах, обмороки, кожные высыпания, расстройства пищеварения, пена во рту.

А также различные сексуальные нарушения менструальной крови, текущей неправильно и затопляющей другие органы тела, включая мозг. В других трактатах Гиппократа говорится, что матка сама по себе блуждает по телу, причиняя вред, пока её снова не вернут на прежнее место. Однако, несмотря на необычайное невежество в женской анатомии, греческие врачи знали, что эти физические симптомы сопровождаются своеобразной лабильной или текучей эмоциональностью, отличающей их от проблем органического происхождения. Обычно проявлялась лёгкая, а иногда и бурная смена настроений, сопровождаемая ничем не сдерживаемым смехом, плачем или гневом, обычно неуместным или не связанным с реальной жизненной ситуацией. Считалось, что истерия чаще поражает вдов и девственниц, чем замужних женщин, и её лечение включало предписания о браке и половом акте — прагматичное и, возможно, унизительное, но, тем не менее часто драматически эффективное лекарство от разочарованного нептунианского стремления к кому-то, с кем можно слиться. Грекам было хорошо известно, что наиболее театральные проявления истерии имеют преимущественно эротическое происхождение, даже если они скрываются за религиозным пылом.

Растрёпанные волосы, запрокинутая назад голова, закатившиеся глаза, выгнутое дугой тело, напряжённое или извивающееся, внезапная остановка и тишина — всё это можно найти в графических описаниях палаты Шарко в Сальпетриере, на аттических вазах с изображениями менад и в описаниях современных гаитянских ритуалов Вуду. Вполне вероятно, что эти движения тела выражают сходный смысл в каждом конкретном случае: сексуальное возбуждение и экстаз, деторождение, стремление к освобождению от ограничений и стремление к слиянию с мощными фигурами фантазии.2


  1. Превосходный анализ греческого подхода к истерии см. Heroines and Histerics, Mary R. Lefkowitz (London: Duckworth, 1981), стр. 12-25, в которой цитируются вышеупомянутые и другие греческие работы по медицине.
  2. Мышление и Безумие в Древней Греции: Классические Корни современной Психиатрии /Беннетт Саймон. — Нью-Йорк: Корнелльский университет, 1978, стр.251

Страница: 1 2 3 4

Лора Савлова

Share
Опубликовано
Лора Савлова

Недавние посты

Принцип Хирона в жизненных циклах

Барбара Клоу «Астрология и Восхождение Кундалини. Трансформационная сила Сатурна, Хирона и Урана»Прочитать больше

11 февраля 2024

Параметры движения Плутона в 2024 году

В 2024 году нас ожидают две ингрессии Плутона в Водолей. Ингрессии будут проходить на фоне…

11 февраля 2024

Джордж Вашингтон: тень, создавшая Нацию

Чёрная Луна в Деве ставит вопросы о способностях и на что человек способен пойти. При…

10 февраля 2024

Политический Нептун

Лиз Грин « Астрология Нептуна. В поисках спасения»Прочитать больше

10 февраля 2024

Сатурн в 10-м доме

У меня Сатурн и Уран в 10-м, и я иногда чувствую себя совершенно раздираемым различными…

10 февраля 2024

Введение

Стремление к спасению — это древний, странный и многоголовый даймон, который обитает даже в самых…

17 марта 2023