Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Астрология Нептуна. В поисках спасения»

Вольный перевод и изложение ©Лора Савлова

Истерия в древнегреческой традиции

Греческий термин истерия (от «Hysterai») буквально означает «матка» или «бешенство матки». Социальные проблемы, вызванные причудами этого таинственного о́ргана, описаны в коротком трактате Гиппократа «О девственницах»,1 в котором автор приводит физические симптомы истерии: паралич или тремор конечностей, функциональная слепота (например, у Марии Парадис) и глухота, одышка, боль в груди, ком в горле, боль в паху или ногах, обмороки, кожные высыпания, расстройства пищеварения, пена во рту.

А также различные сексуальные нарушения менструальной крови, текущей неправильно и затопляющей другие органы тела, включая мозг. В других трактатах Гиппократа говорится, что матка сама по себе блуждает по телу, причиняя вред, пока её снова не вернут на прежнее место. Однако, несмотря на необычайное невежество в женской анатомии, греческие врачи знали, что эти физические симптомы сопровождаются своеобразной лабильной или текучей эмоциональностью, отличающей их от проблем органического происхождения. Обычно проявлялась лёгкая, а иногда и бурная смена настроений, сопровождаемая ничем не сдерживаемым смехом, плачем или гневом, обычно неуместным или не связанным с реальной жизненной ситуацией. Считалось, что истерия чаще поражает вдов и девственниц, чем замужних женщин, и её лечение включало предписания о браке и половом акте — прагматичное и, возможно, унизительное, но, тем не менее часто драматически эффективное лекарство от разочарованного нептунианского стремления к кому-то, с кем можно слиться. Грекам было хорошо известно, что наиболее театральные проявления истерии имеют преимущественно эротическое происхождение, даже если они скрываются за религиозным пылом.

Растрёпанные волосы, запрокинутая назад голова, закатившиеся глаза, выгнутое дугой тело, напряжённое или извивающееся, внезапная остановка и тишина — всё это можно найти в графических описаниях палаты Шарко в Сальпетриере, на аттических вазах с изображениями менад и в описаниях современных гаитянских ритуалов Вуду. Вполне вероятно, что эти движения тела выражают сходный смысл в каждом конкретном случае: сексуальное возбуждение и экстаз, деторождение, стремление к освобождению от ограничений и стремление к слиянию с мощными фигурами фантазии.2


просмотров всего 646 , просмотров сегодня 4 

  1. Превосходный анализ греческого подхода к истерии см. Heroines and Histerics, Mary R. Lefkowitz (London: Duckworth, 1981), стр. 12-25, в которой цитируются вышеупомянутые и другие греческие работы по медицине.
  2. Мышление и Безумие в Древней Греции: Классические Корни современной Психиатрии /Беннетт Саймон. — Нью-Йорк: Корнелльский университет, 1978, стр.251
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 69
  •  
  •  
    69
    Поделились

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование запрещено!