Человек призван сделать из себя того, кем он должен стать, т. е. исполнить своё предназначение.
Пауль Йоханнес Тиллих
Всё вокруг нас в природе и жизни разворачивается в соответствии с определёнными внутренними замыслами. Бутон розы раскрывается в Розу, жёлудь вырастает в дуб, а гусеница появляется бабочкой из своего кокона. Разумно ли предполагать, что люди разделяют это качество с остальным творением — мы тоже развиваемся согласно внутреннему плану? Концепция о том, что каждый из нас обладает уникальным набором возможностей, стремящихся быть реализованными, является древней.
Святой Августин писал, что «Есть некто внутри меня, кто больше, чем моё 'я'».1
Аристотель использовал слово энтелехия для обозначения эволюции и полного расцвета чего-то изначально, находящегося в состоянии потенциала. Наряду с энтелехией, Аристотель говорил о сущности, как о тех качествах, которые нельзя потерять, не переставая быть самим собой. Подобным образом восточная философия применяет термин дхарма для обозначения внутренней идентичности и скрытого образа жизни, присутствующего во всех нас от рождения. Это дхарма мухи, которая жужжит, льва, который рычит, и артиста, который творит. Каждый из этих образцов имеет собственный вид истины и достоинства.
Современная психология даёт много различных названий вечному стремлению «быть тем я, которое действительно есть»2 — процессу индивидуации, самореализации, самоактуализации, саморазвития и т. д. Каким бы ярлыком это ни называлось, основной смысл ясен: все мы обладаем определёнными внутренними потенциалами и способностями. Более того, где-то глубоко внутри нас есть изначальное знание или предсознательное восприятие нашей истинной природы, судьбы, способностей и «призвания» в жизни. Мы не только идём по определённому пути, но и на каком-то инстинктивном уровне знаем, что это такое.