Страсть, свирепость и насмешливый цинизм Некто Красного вначале убеждают Юнга в том, что он скорее демонический, чем даймонический. — предположение, побуждающее Некто Красного наблюдать:
«Кто я? Ты думаешь, я дьявол. Не допускай суждений. Возможно, ты сможешь говорить со мной, не зная, кто я есть. Что ты за предрассудочный парень, который сразу думает о дьяволе?» 1
Уравнивание дьявола с Марсом, которого Гендель назвал «духом Люцифера», — это не просто предсказуемый ответ швейцарского протестанта на отсутствие у христиан надлежащих запретов. Это древняя символическая ассоциация, которая вытекает из астрологических и ранних эзотерических еврейских космологических рамок, и Юнг был знаком с обоими. В вавилонской астральной космологии планета Марс приравнивалась к огненному, разрушительному Нергалу, хтоническому богу войны и эпидемии. 2
В «Тетрабиблосе» Птолемея3Марс описывается как пагубная планета, и это восприятие, как опасной и потенциально разрушительной, продолжалось на протяжении веков.4
В еврейских преданиях ангельское существо, связанное с планетой бога войны, — это Самаэль, владыка демонического царства:
Ростом он был в пятьсот лет пути, и весь, от темени до пят, был покрыт очами, свирепо сверкавшими. «Се Самаэль, — сказал Метатрон Моисею, — тот, кто отнимает душу у человека». «Куда он идет?» — спросил Моисей, а Метатрон ответил: «За душой благочестивого Иова». И Моисей вознес молитву Богу в таких словах: «О мой Бог и Бог отцов моих! Отведи от меня руку ангела сего!»5
- Jung, Liber Novus, p. 259.
- For Mars and Nergal, see Ev Cochrane, Martian Metamorphosis (Ames, IA: Aeon Press, 1997), pp. 30-35.
- Ptolemy, Tetrahihlos, 1.5.
- See Alan Leo’s more hopeful portrayal in Leo, How to Judge a Nativity, p. 31.
- Энциклопедия Телемы [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Телемапедия, Режим доступа: http://www.wiki93.ru/index.php/свободный. — Трактовка образа Самаэля в каббале.
The Ascension of Moses, in Louis Ginzberg, The Legends of the fews, 2 volumes, trans. Hen- riette Szold (Philadelphia, PA: Jewish Publication Society of America, 1913), 11.304—308.