Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Астрологический мир Красной Книги Юнга. Даймоны, Боги и Планетное Путешествие»

Вольное изложение и перевод Лора Савлова©

Картины Liber Novus. Часть 1

По-видимому, существует намеренная связь между сатурнианской природой каменной фигуры Atmaviktu и солнечной отсылкой к «творческому импульсу». Эта связь между Сатурном и Солнцем появляется сначала у Ильи, когда каменистый ландшафт достигает кульминации в круглом храме Солнца, и у холодного, сухого отшельника, обитающего в горячем, иссушенном солнечном ландшафте и жаждущего Солнечного света. Вырезанная  Юнгом скульптура Atmavictu, которую он поместил в своём саду в Кюснахте, изображает бородатого старика с тонкой, вытянутой фигурой, похожей на древнегреческую герму, с руками, вытянувшимися в змееподобную спираль вокруг тела. Он повторяет фигуру митраистского бога Айона – Кроноса, а также фигуры Ильи — неизменно сопровождаемого чёрным змеем — и Филимона, изображённым в Liber Novus в виде змеи слева от ног старого мага. Утверждение Юнга о том, что и Atmavictu, и Илья превращаются в Филимона и все трое представляются воплощениями змеи, предполагает наличие единого архетипического ядра, проявляющегося в различных образах, и все они указывают на сатурнианское ядро.

atmavictu2 - Картины Liber Novus. Часть 1

Рисунок 4.3 Скульптура Atmavictu в саду Юнга. Фотография Стивена Германна, приводится с его любезного разрешения.

Цепь ассоциаций, которую Юнг изобразил и описал в связи с Atmavictu, — старик, змея, тень, камень, демиург, козел, prima materia — все без исключения символы, которые он рассматривал как сатурнианскую sunthemata. Даже животные, представляющие различные воплощения Atmavictu, согласно Юнгу, являются сатурнианцами.

Он ассоциировал медведя с nigredo prima materia, тождественным Сатурну;1 змея, которая появляется в Liber Novus как душа Юнга, так же, как и Сатурн, выступает «ядром самости»; а тритон, как жаба и дракон, сродни саламандре, образу сатурнианской прима-материи, которая очищается в процессе эволюции огнём при получении алхимического золота.2В этом тщательном выборе соответствий, тесно отражающей планетарные «цепи», описанные Ямвлихом и Проклом, Юнг продемонстрировал уникальное понимание астрологических символов, их связи с мифическими повествованиями и образами, а также способность выявлять неожиданные связи с другими планетарными архетипами в формировании специфической динамики отношений, таких как Сатурн – Луна и Сатурн – Солнце.

Хотя Юнг, возможно, и не понимал полного психологического значения алхимии, когда работал над своим Atmavictu, он был знаком с греко-египетскими алхимическими текстами и их астрологическими соответствиями. Юнг также был хорошо знаком с древнегреческим богом-козлом Паном, и с сопровождающей его свитой диких сатиров и его значением как символом либидо.3Пан отражает «абсолютную связь с природой»4, а сатир, согласно Юнгу, «является намёком на Бога-козла или человека-козла; он символичен, почти божественен».5Пан в гностических текстах также был «изречением бога» и «пастырем белых звёзд», которые Юнг понимал как синонимы Самости, матрицы и организующего принципа сознания.6Цитируя отрывок из Ницше, Юнг также раскрыл одно из возможных вдохновений легенды об образе, сопровождающей изображение Atmavictu, который «вернулся в бесконечную историю»: Момент вечности — священный для Пана полуденный час:

«Не улетело ли время? Не падаю ли я? Не упал ли я — слушай! — в колодец вечности?»7


ajax loader 2x - Картины Liber Novus. Часть 1

  1. Юнг, Собр. соч. Том 12, ¶726; Юнг, Собр. соч. Том 14, ¶172.
  2. Юнг, Собр. соч. Том 12, ¶404, п. 8; Юнг, Собр. соч. Том 13, ¶177; Юнг, Собр. соч. Том 14, ¶172, п. 264.
  3. О Пане как символе либидо см. Юнг, Собр. соч. Том 5, ¶298.
  4. Юнг, Видения, Том 1, С. 62.
  5. Юнг, Видения, Том 1, С. 68.
  6. Юнг, Собр. соч. Том 9ii, ¶310.
  7. Юнг, Собр. соч. Том 9i, ¶210.
error: Копирование запрещено!