Юнг начинает главу «Отшельник» с совершенно иной «композиции места».
«На следующую ночь я оказался на новом пути; потоки горячего воздуха обвевали меня, и я увидел пустыню — барханы жёлтого песка cо всех сторон, беспощадно палящее Солнце, небо цвета потускневшей стали, воздух, мерцающий над землёй». 1
Без холодного, влажного лунного присутствия жара и сухость Солнца обрушились на этот ландшафт с невыносимой яростью. Но бесплодные скалы и камни снова вызывают в памяти мир Сатурна. Юнг находит маленькую хижину из тростника и глинобитных кирпичей, где «аскетического вида человек во льняной накидке», сидит на циновке, прислонившись к стене. Кажется, он читает Греческое евангелие, и Юнг понимает, что это «отшельник Ливийской пустыни».
Согласно Геродоту, чью «Историю» Юнг множество раз цитировал в Собрании Сочинений, одежды из белого полотна носили древнеегипетские жрецы.2Одна из фигур в герметико-алхимических видениях Зосимы, которые Юнг перевёл и в конце концов опубликовал, — Ион, «жрец духовных святилищ», облачённый «в белые одежды, спускающиеся до ступней».3Анахорет Юнга назван Аммонием. Это имя Юнг заимствовал у реальной личности времён поздней античности. В письме, написанном в 1913 году, Юнг отмечал, что Аммоний жил в III веке н. э.4На самом деле есть четыре позднеантичных исторических личности с таким именем, которые могли послужить прототипом Анахорета.5Учитывая стремление Юнга понимать образы и символы через общую тему или значение, вполне возможно, что его Аммоний — это квинтэссенция аспектов всех четырех исторических фигур, каждая из которых тем или иным образом отражала религиозный синкретизм и путаницу, похожую на то, что преследовало самого Юнга во время его воображаемой встречи
- Юнг, Liber Novus, С. 267. Здесь и далее цитируется по переводу ресурса https://castalia.ru
- Геродот. Книга II, ред. Алан Б. Ллойд. — Лейден: Брилл, 1976..11:81-82, и комментарий редакции к этому отрывку на С.343. См. также Ян С. Мойер, Египет и пределы Эллинизма. — Кембридж: Издательство Кембриджского Университета, 2011. С. 208.
- Юнг, Собр. соч. Том 13. Видения Зосимы, III. v, С. 63.
- См. Юнг, Liber Novus, С. 267, п.45. где обсуждаются возможные исторические фигуры, на которых основан образ Аммония.
- По поводу всевозможных исторических вариаций Аммония, см. Шамдасани. Юнг, Liber Novus, С. 267, п. 45.