Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Астрологический мир Красной Книги Юнга. Даймоны, Боги и Планетное Путешествие»

Вольное изложение и перевод Лора Савлова©

Теология и философия. Анахорет

В письме к пастору Теннеру, написанном в 1959 году, Юнг обсуждал феномен Анахорета в контексте религиозного опыта и языка, на котором передаётся это опыт:

«…уединённость религиозного опыта может и будет неизбежной и необходимой переходной фазой для всякого, кто ищет сущностного опыта, так сказать, изначального религиозного опыта... Но достигнув этой уверенности, он при нормальном течении вещей не сможет оставаться наедине с ней... Но какой язык он выберет?... Так что из практических соображений он не будет выдумывать новые идиомы…но обязан будет воспользоваться древним мифом, в данном случае христианским…»1

По-видимому, так обстоит дело с Анахоретом Юнга, который был язычником, но принял Христианство. Аммоний говорит с юнговским «Я» о множестве значений, которые можно извлечь каждый раз, читая священный текст:

«…люди пытаются приписать словесному порядку единственное значение… На более высоких уровнях  проникновения в  божественные мысли ты осознаёшь, что  порядок слов имеет больше, чем одно действительное значение. Только всезнающим дано понимать их все». 2

Поначалу этот подход кажется Юнгу весьма многообещающим, и он с жаром говорит об уединённой жизни Отшельника:

«Он смотрит в общем и заглядывает во внутренний смысл... Ни облаку на небе, ни дымке  или туману не позволено окружать его, иначе он не сможет смотреть на отдалённое многообразие в целом. Поэтому Отшельник больше всего любит пустыню, где всё вокруг просто и нет ничего  размытого ил туманного между ним и далью». 3

Юнг многое узнаёт от Аммония, особенно о тонкостях языка:

«Прежде всего, ты должен понять одну вещь: последовательность слов имеет не один смысл.  Но люди пытаются приписать словесному порядку единственное значение, чтоб их язык не был двусмысленным.  Это стремление мирское  и ограниченное...  На более высоких уровнях  проникновения в  божественные мысли ты осознаёшь, что  порядок слов имеет больше, чем одно действительное значение. Только всезнающим дано понимать их все. Мы же все время пытаемся постигнуть  ещё несколько смыслов».4

Но Юнг, в конечном счёте, отвергает идею жизни в одиночестве, которая, по его словам, «была бы холодной, если бы не огромное Солнце…  Его сердце жаждет Солнца».

Эта тоска по Солнцу, как объяснял её Юнг в «Психологии бессознательного», астрально-мифологического, или, выражаясь лучше, астрологического характера: Солнце есть «единственное рациональное представление Бога» и единственный способ разрешить разлад, «в который ввергнута душа человека».5 Аммоний, мрачный одиночка, ищущий интеллектуальные истины в значениях, которые он обнаруживает скрытыми в священных текстах, оказывается неспособным интериоризировать истинный солнечный свет. Он поклоняется «Богу слов». Юнговское «Я» выражает своё окончательное разочарование в пути одиночки, описывая его окончательное отделение от полноты жизни:

«Отшельник убежал из мира; он закрыл глаза, заткнул уши и похоронил себя в пещере внутри себя, но это было бессмысленно. Пустыня истощила его,  камни высказали его мысли, пещера отразила эхом его чувства, и он сам стал пустыней, камнем, пещерой. И всё это было пустота и пустыня, потому что он не  светил и оставался сыном земли, высосавшим  из книги всё до капли,  и кого до капли высосала пустыня».6


ajax loader 2x - Теология и философия. Анахорет

  1. К.Г. Юнг, Письмо пастору Теннеру, 12 февраля 1959 год. Юнг, Письма. Том 2. С. 482-488.
  2. Юнг, Liber Novus, С. 268.
  3. Юнг, Liber Novus, С. 269.
  4. Юнг, Liber Novus, С. 268.
  5. Юнг, Психология бессознательного. С. 70.
  6. Юнг, Liber Novus, С. 273.
error: Копирование запрещено!