Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Тьма Души. Психопатология в гороскопе»

Вольный перевод в изложении Лоры Савловой©

Безумие Диониса

Теперь я хочу поговорить о греческих божествах подробнее, потому что это поможет осветить определённые модели безумия как с архетипической, так и с планетарной точки зрения. Вместо того чтобы просматривать список психиатрических диагнозов, определяемых совокупностью симптомов, я вместо этого рассмотрю архетипические картины, поскольку именно они приведут нас к сути, а не к внешнему проявлению состояний безумия. Вопрос о том, может ли такое понимание иметь отношение к лечению и каким образом, я оставлю открытым. В греческом мифе не все божества поражают людей безумием. Те, кто это делает, помогают нашему пониманию природы безумия.

dionisijskoe bezumie - Безумие Диониса

Мы начнём с Диониса, бога, чаще всего ассоциирующегося с безумием. Греческое слово «мания» связано со словом mainas или менадой, одной из восторженных последовательниц Диониса. По мнению греков, состояние мании — это состояние одержимости Дионисом.

Дионисийская мания ритуально сдерживаема, и в таком случае это желательное состояние, которое способно трансформировать личность. Или она бесконтрольна, и в этом случае она, в конечном счёте, разрушительна. В дионисической мании мы выходим из самих себя и становимся едиными с трансцендентным духом природы, самой жизненной силой. Дионис — бог божественного опьянения. Галлюцинации часто ассоциируются с дионисийским безумием. Переживание слияния с богом означает, что человек сам подобен богу. Человек творит всё что угодно; он сверхчеловек. Сексуальный экстаз, музыка и танцы также ассоциируются с Дионисом. Дионисийский опыт безумия включает в себя владение телом так же, как и психикой, и возникает навязчивая потребность выражать экстаз посредством физического движения. В греческом мире, когда дионисийский экстаз заключался в ритуализованной обстановке, посвящённый очищался и возвращался в повседневный мир, чувствуя себя возрождённым. Когда бог сердится, как это часто случается в мифах, ему не воздают по заслугам, он всё равно внушает экстаз, но не укладывается в рамки ритуала. Жертвы гнева Диониса блуждают в галлюцинациях и принимают фантазии за конкретную реальность и, в результате, они уничтожают других и, в конце концов, самих себя. Все ли вы знаете пьесу Еврипида «Вакханки»? Я рекомендую прочитать пьесу или посмотреть её постановку. Дионисийское безумие проявляется в психиатрическом мире как истерия, но маниакальная депрессия также связана с архетипическими паттернами, символизируемыми этим богом.

Аудитория: Имеет ли это какое-то отношение к подавлению мира эмоций и инстинктов?

Лиз: Да, это имеет прямое отношение к этим вещам, хотя это ещё не всё. Пьеса Еврипида — замечательное отображение психологического процесса, посредством которого рождается определённый вид безумия. Главный герой, Пентей  — царь Фив, подобен рациональному эго. Он дисциплинирован, упорядочен, в основе своей порядочен, но высокомерен в своём предположении, что его мировоззрение единственно правильное. Он подавляет женщин в своём царстве и не уважает их эмоциональные потребности. Точно так же, как Пентей сам является символом, так же как и женщины Фив. Царь, женщины и бог воспринимаются как характеристики психики, когда мы соотносим царя с эго-сознанием, женщин со сферой инстинктов, а бога с божественной жизненной силой, которая оживляет обоих.

просмотров всего 2,093 , просмотров сегодня 3 

error: Копирование запрещено!