Эта фраза появляется снова, когда Юнг заклинает змея:
«О святой дух, даруй мне искру своего вечного света!».1
И, наконец, Филимон в «Скрупулёзных исследованиях» (Третья книга Liber Novus) объявляет Юнгу:
«Я сам принадлежу к Вечному огню борьбы».2
Оригинальный текст «Исследований» был написан и опубликован в частном порядке в 1916 году как Septem sermones ad mortuos и представлен как псевдоэпиграфический трактат, предположительно написанный Гностическим учителем II века Базифидом. Он был переработан в 1917 году и переименован в «Скрупулёзные исследования» учителем — личным Даймоном Юнга, Филимоном, который сам является «вечным огнём борьбы». Восприятие Солнца как «вечной битвы», а людей и богов — как «искр» этого божественного огня, прямо указывает на эти ссылки в заявлении Юнга:
«Как покрытая зеленью земля и любое живое тело нуждается в Солнце, мы как духи нуждаемся в твоём свете и тепле. Дух без Солнца становится паразитом тела. Но Бог питает Дух».3
Юнг называет вновь возрождённого Издубара «Солнцем, вечным светом».4
Человеческая душа как «искра» вечной солнечной борьбы доминирует в ряде каббалистических текстов конца XVI века5, которые были опубликованы в латинском переводе Христиана Кнорра фон Розенрота в конце XVII века в труде под названием «Каббала денудата».6Юнг был знаком с этой работой и часто цитировал её в более поздних томах Собрания Сочинений.7В проповеди VII Сентябрьских проповедей Юнг упоминал об «одинокой звезде»:
«В безмерной отдалённости одна-единственная звезда стоит в зените… Это и есть тот единственный Бог этого одного человека, это есть его мир, его Плерома, его божественность…Звезда эта есть Бог и предел человеку. Она есть единственный Бог, что ему предводительствует, в нём человек находит успокоение, к нему ведёт долгое странствие души после смерти, в нём воссияет, подобно свету, всё, что влечёт обратно за собою человек из большого мира. К нему одному возносит человек молитву. Молитва прибавляет света звезде, она пролагает мост над смертью»8
В проповеди II прямо говорится о личности этой «одинокой звезды»:
«…мы именуем Бога Гелиос либо Солнце».9
- Юнг, Liber Novus, стр. 329.
- Юнг, Liber Novus, стр. 354.
- Юнг, Liber Novus, стр. 286.
- Юнг, Liber Novus, стр. 286.
- Эти тексты известны как «лурианские» после известного каббалиста Исхака Лурии (1534-1572), см. Лоуренс Файн, Врач Души, Целитель Космоса. — Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 2003; Луис Джейкобс, Духовный подъём в позднем Еврейском мистицизме, под. ред Артура Грина, Еврейская Духовность, Том. 2. — Лондон: Кроссроад, 1987, стр. 99-126; Гершом Шолем, Каббала. — Нью-Йорк:Издательство Кетер, 1974, стр. 128-44, 420-28, 443-48; Моше Идель, Хасидизм. — Олбани:Сани ПРЕСС, 1995. стр. 33-43.
- Христиан Кнорр фон Розенрот. Каббала денудата, в 3-х томах. — Абрахам Зульцбах/Франкфурт: Лихтенталь, 1677—1684.
- Многочисленные цитаты Юнга из «Каббалы денута» см. Юнг СС12, ¶313; Юнг, СС13, ¶411; Юнг, СС14, ¶¶592—93; Юнг, СС9i, ¶¶557n, 576n, 596n. См. также каббалистическое видение Юнга, описанное в MDR, стр. 325, и основанное на тексте каббалиста XVI века Моше Кордоверо, который включён в латинский перевод в «Каббале денудата». Юнг напрямую связал своё видение с текстом Кордоверо.
- Юнг, Septem sermones, Хёллер, Гностический Юнг, стр. 58. Приводится по Сastalia.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://castalia.ru/translations/stefan-hyoller-gnosticheskiy-yung-chast-1-nauka-rozhdennaya-mistikoy. — Дата доступа: 09.08.2020. и приводится castalia.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://castalia.ru/articles/kg-yung-septem-sermones-ad-mortuos. — Дата доступа: 09.08.2020.— Прим. Лора Савлова
- Юнг, Septem sermones, Хёллер, Гностический Юнг, стр. 50 Приводится по Сastalia.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://castalia.ru/articles/kg-yung-septem-sermones-ad-mortuos. – Дата доступа: 09.08.2020. — Прим. Лора Савлова