Важно не путать истинное «Я» с понятием Высшего «Я». Истинное «Я» — это самая сокровенная часть индивидуальной природы — это то, кем вы являетесь под всеми внешними атрибутами. Это ваша самость: кто вы есть как отдельное, индивидуальное существо. Поиск своего истинного «Я» — это процесс освобождения от ложного «Я», которое вы приняли в процессе взросления. Чтобы добраться до своего истинного «Я», вам придётся преодолеть и изменить многие старые личностные паттерны.
И как я уже объяснял, это довольно страшно — рискнуть разоблачить себя и снятьоборонительный щит. Поэтому естественно, что люди сопротивляются истинному «Я», поскольку им приходится пройти через многое, чтобы достичь его.
Истинное «Я» — это не то же самое, что Высшее «Я». Контакт с истинным «Я» необязательно означает, что вы чувствуете мистическое единство с остальной жизнью. Переживание своего истинного «Я» не влечёт за собой выхода за пределы чувства отдельного «Я» и слияния с бо́льшим целым. Другими словами, истинное «Я» — это неокончательный прорыв. Придя к истинному «Я», нужно идти ещё дальше. Через большую работу над собой и различные формы психотерапии, медитации, религии, самоанализа или чего-то ещё, вы выйдете за пределы своего истинного «Я» (которое всё ещё является индивидуальным «Я») и испытать ещё более глубокое всеохватывающее «Я».
Поиск истинного «Я» — это то, что Маслоу называл самоактуализацией. Найти Высшее «Я» — это то, что он назвал самопреодолением. Истинное «Я» даёт вам ощущение того, кто вы есть по праву; но Высшее «Я» — это ощущение того, что на своём глубочайшем уровне вы та же сущность, что и остальная Вселенная, что вы часть чего-то гораздо большего, чем вы сами.
Согласно Маслоу, самоактуализированные люди испытывают внутреннее чувство освобождения и свободы, которое другие необязательно ощущают. Но когда у них возникает чувство свободы, они часто спрашивают себя: «Свобода для чего? Я могу быть тем, кто я есть, но для чего?». Именно в этот момент они слышат «зов» Высшего или Надличностного «Я» использовать свою энергию ради чего-то большего, чем они сами. Они чувствуют тягу к служению и чувствуют, что Вселенная имеет смысл, и они должны сыграть определённую роль в том, чтобы сделать мир лучше. Вместо того, чтобы просто быть самим собой, они мыслят в терминах послушания и подчинения чему-то высшему. Таким образом, они переходят от самоактуализации к самотрансценденции.