Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Астрологический мир Красной Книги Юнга. Даймоны, Боги и Планетное Путешествие»

Вольное изложение и перевод Лора Савлова©

Каббалистический Филимон

Визуальные детали картины Юнга с изображением Филимона, как и другие символы, открыты для всевозможных интерпретаций, ни одна из которых сама по себе не является «правильной». Но эти детали наводят на мысль, что, как и картина Издубара, завершённое изображение Филимона должно быть магическим в понимании Ямвлиха, как тщательно сконструированного талисмана.

kabbalisticheskij filimon - Каббалистический Филимон

Похоже, что Юнг, следуя неоплатоническим идеям теургической практики, вставил особые sunthemata, предназначавшиеся для вызова даймона. В золотом храме под ногами Филимона символы Огня и Воды появляются слева и справа от символов Солнца (которое представлено кру́гом, очерченным четырьмя сторонами света) и Луны (представленной полумесяцем, расположенным на боку, как сосуд). Те же самые солнечные символы соединения Солнца и Луны, Огня и Воды, появляются в углах картины и вдоль нижней правой границы, а также в виде трёх цветочных кругов в небе над головой и крыльями Филимона. Соединение Солнца и Луны есть не только в алхимии, но и в андрогинном орфическом боге Фанесе, чьи солнечно-лунные атрибуты мы видим не только на картине Юнга, изображающей это древнее божество в Liber Novus, но и на барельефе классического мира, воспроизведённом Юнгом в Символах Преображения, на котором изображена фигура бога с солнечными лучами и лунной короной.40 1

Это также центральная тема в каббалистических текстах, в которых божество содержит как мужские, так и женские атрибуты, coniunctio магически вызывается посредством ритуальной практики, способно привести к восстановлению расколотого божества. Похоже, что Филимон, подобно Сатурну в алхимии, руководит и порождает внутри себя coniunctio, рождающее lapis philosophorum.

Другая sunthemata, роща финиковых пальм в левом нижнем углу картины, также намекает, подобно Шестой и Седьмой Книгам Моисея – якобы каббалистическому магическому произведению, которое Филимон спрятал в своём шкафу, – на еврейскую и конкретную каббалистическую связь.2Финиковая пальма или тамар (Phoenix dactylifera) была важным еврейским символом воскресения и искупления задолго до того, как её подхватило христианство. Дерево использовалось на монетах для обозначения Иудейского царства; его листья послужили мотивом для украшения храма Соломона, а финики до сих пор едят вечером Рош ха-Шана, еврейского Нового года.42 3

 


просмотров всего 1,693 , просмотров сегодня 1 

  1. Барельеф см. в главе 6.
  2. Сам Моисей воспринимался древними и средневековыми авторами как великий маг; см. Андреас Килчер, Моисей Синайский и Моисей Египетский, Арес 4:2 (2004), С. 148-70; Джон Г. Гейджер, Моисей в греко-римском язычестве. Нью-Йорк: Абингдон Пресс, 1972); Ян Ассман, Моисей египтянин. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1998. Связь между Моисеем и Филимоном наводит на мысль  о магическом чёрный жезле, который также является черным змеем, сопровождающим Илию и Филимона в Liber Novus; о жезле см. Юнг, Liber Novus, С. 307-308. Юнг установил собственную связь между Моисеем и Илией: см. Юнг, Liber Novus, С. 248, п. 187, цитируя Чёрную книгу 2, С. 84, где Юнг утверждал, что Илия напоминал «сидящего Моисея» Микеланджело.
  3. См. Левит 22:40; Неемия 8:15; 1 Царств 6:29.
error: Копирование запрещено!