Юнг писал:
«Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счёте, невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла… Около трети моих случаев – это страдание не от какого-то клинический определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни».1
Психолог Виктор Франкл также подчеркнул необходимость поиска смысла в жизни. В своей книге «Человек в поисках смысла» Франкл писал о своих гнетущих переживаниях в Освенциме в 1943–1945 гг. 2Он заметил, что, помимо чистой случайности, те, кто пережил испытание концентрационным лагерем, были теми, кто смог найти какой-то смысл или цель в том, что они переживали. Смысл был примерно таким: «Бог испытывает меня», или «я должен выбраться отсюда, чтобы вновь увидеть свою семью», или «я обязан выжить, чтобы рассказать миру о том, как ужасно это было». Те, кто не находили смысла, имели меньше шансов выжить.
Фрейд подчёркивал принцип удовольствия, или волю к удовольствию, как самую основную мотивацию человеческого существа. Позже Альфред Адлер постулировал, что в основе нашего стремления лежит воля к власти и стремление к превосходству.3
Франкл, однако, полагал, что воля к смыслу (стремление найти смысл в жизни) является основной мотивационной силой человека. Без смысла мы чувствуем, что не для чего жить, не на что надеяться и не за что бороться. Смысл задаёт направление в жизни. Некоторые люди верят, что весь Космос имеет смысл, и это наша работа, чтобы выяснить, что это такое — у Бога есть план, и мы часть этого плана.
Другие люди верят, что нет никакого высшего смысла или великого замысла, и всё же нам необходимо изобрести какой-то смысл в нашей жизни, чтобы выжить. Ницше однажды написал:
«Тот, кто знает, зачем жить, может вынести почти любое как».
Пирамида потребностей Маслоу
Было бы несправедливо обсуждать волю к смыслу, не упомянув работу Абрахама Маслоу. Ещё в 1950-х годах Маслоу пришла в голову очень яркая идея: почему бы психологии не изучать счастливых и удовлетворённых людей? До этого больные люди были теми, кого изучали, тестировали, измеряли и оценивали. Психология разрабатывала довольно сносное представление о том, что такое больные и невротические люди, но на самом деле не понимала, что делает кого-то здоровым или каким должен быть удовлетворённый человек. В своей книге «По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик-переживания» Маслоу пишет:
«До сих пор современная психология по большей части изучала «не-обладание», а не обладание, желание, а не свершение, разочарование, а не удовлетворение, поиск удовольствия, а не само удовольствие, стремление попасть куда-либо, а не пребывание там». 4
- C.G. Jung, Collected works, Volume 16 (princetion, NJ: Bollingen Series, Prinection Unversity Press, 1985), p.83.
- Человек в поисках смысла/ Франкл. В. Сборник: Пер. с англ.и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368с.
Viktor Frankl, Man's Search for Meaning (New York: Washington Square Press, 1984.)
- Alfred Adler, Superiority and Social Interest (London: Routledge & Kegan Paul, 1965).
- По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик-переживания / Абрахам Маслоу; [Пер. с англ. Е. Рачковой]. - М. : Эксмо-Пресс, 2002. - 270 с.
Abraham Maslow, Towards A Psychology of Being (New York: Van Nostrand, 1968), p.73.