Глава 1
Поиски смысла
К.Г. Юнг однажды написал, что «смысл многое, если не всё, делает терпимым». Смысл помогает нам жить дальше. У нас больше шансов конструктивно справиться с болью или кризисом, если мы находим своего рода смысл, обоснованность или предназначение в том, что мы переживаем или должны выстрадать. Лучший пример этого можно найти в книге Виктора Франкла «Человек в поисках смысла».1В этой книге Франкл описывает время, проведённое им в немецком концентрационном лагере с 1943 по 1945 год, исторические события, которые для многих стали водоразделом в западном сознании, радикально ставя под сомнение представления о моральном и аморальном поведении или даже о Добре и Зле, о наличии великодушного Бога. Исходя из своего личного опыта, он приходит к выводу, что (помимо чистой случайности) заключённые, которым удалось пережить такую деградацию, были теми, кто приписал какой-то смысл или предназначение тому, с чем им пришлось столкнуться.
Некоторые люди находили смысл через веру в то, что Бог испытывает их, в то время как другие находили более конкретный, личный мотив для того, чтобы остаться в живых: «Я должен выжить, чтобы снова увидеть свою семью». Способность Франкла переносить ужасы лагеря проистекала из мощного желания жить так, чтобы он смог рассказать другим о том, что на самом деле там происходило. Франкл описывает день, когда он упал и больше не мог терпеть. Дул пронизывающе-холодный ветер, а он больной и голодный был вынужден пройти много миль, когда ноги уже покрылись ранами. Он хотел умереть. Но потом у него возникло виде́ние. Он представил себя стоя́щим на трибуне уютного, прекрасно освещённого лекционного зала, где заворожённая аудитория стояла перед ним и слушала его лекцию о психологии концлагеря. Это виде́ние помогало сохранить ему жизнь — оно придавало смысл и предназначение тому, что ему пришлось пережить. Он должен был выжить, чтобы рассказать миру, как это было чудовищно.
В этот момент Франкл осознал, что никогда не забудет и что позже стало одной из философских предпосылок, на которых основывалась его собственная система психотерапии (логотерапия):
«Заключённый, который потерял веру в будущее — своё будущее — обречён. С потерей веры он теряет также и духовную стойкость; он позволяет себе опуститься и стать объектом душевного и физического разложения... Он просто сдавался».2