Развивая изысканно детализированный образ в Liber Novus безымянной женской фигуры, которую он позже назвал «Анимой» (см. Изображение 5)1, Юнг в эссе, написанном почти сорок лет спустя, продемонстрировал непостоянство духа, который так часто раздражал его критиков2, и приписал этот образ сну пациента, вместо того чтобы признать, что это его собственный сон.
Затем она [Анима] появляется в церкви, занимая место алтаря, всё ещё в натуральную величину, но с закрытым вуалью лицом.3
По краю картины написана надпись на латыни:
«…но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей… А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии».4
Вдоль правой стороны изображения Юнг написал:
«И Дух, и невеста говорят: приди!».
Эта цитата из Откровения 22:17 связана с пониманием Юнгом каббалистической Шекины как невесты или женского Лика божества и проявления Божьей славы в мире, символизируемой Луной.5
- Картина появляется Юнг, Liber Novus, С. 155.
- См. Воутер Ханеграафф, Религия нового века и Западная Культура: Эзотерика в зеркале светской мысли. — Лейден: Брилл,1996. С. 507 и п. 429; Ричард Нолл, Культ Юнга. — Принстон: Издательство Принстонского Университета, 1994. С. 181-184.
- К. Г. Юнг, Психологические аспекты Коры, у Юнга; Кереньи, Мифология. С.175-76; переизд. Юнг, Собр. Соч. Том 9i,¶306-83.
- Цитата взята из 1-го Послания к Коринфянам 2:7-10. См. комментарии Шамдасани Юнг, Liber Novus, С. 317, п. 283. Цитируется по синодальному переводу 1-е послание Коринфянам 2:10 — Прим. Лора Савлова
- Ссылки Юнга на Шекину см. В Юнг, Собр. соч. Том 9i, ¶576; Юнг, Собр. соч. Том 9ii, ¶425; Юнг, Собр. соч. Том 11, ¶727; Юнг, Собр. соч. Том 14, ¶¶18, 652. Что касается Шекины как невесты, проявления Божьей славы в мире, олицетворения Божьей мудрости и Луны, см. Гершом Шолем, «Женский элемент в божественности», Гершом Шолем, О мистической форме божества. — Нью-Йорк: Шокен Букс, 1991, Стр. 140-96; Артур Грин, Шекины, Девы Марии, и Песнь Песней. Комментарий, 26:1 (2002), С.1-52. О лунных ассоциациях см. Также Вольфсон, Сквозь зеркало, С. 267 п. 359; Моше Идель, Кабала и Эрос. — Нью-Хэйвен: Издательство Йельского Университета, 2005. С. 69, 91, 261; Гершом Шолем, О каббале и её символизме, пер. Ральф Маннхейм. — Нью-Йорк: Шокен Букс, 1965. С. 107–8, 151–53.