Алхимики рассматривали опус как процесс, неизбежно ведущий к страданию. Это, мягко говоря, не представлялось развлечением и игрой. Считалось, что опус иногда сводит людей с ума, и только значительная и необыкновенная степень принципиальности, честности и моральной порядочности помогала человеку пройти через лабиринт путаницы и опасностей, которые сопровождали все этапы работы. Бессознательное по своей природе изменчиво и очаровывает, и вводит в заблуждение, а также поглощает; и только прочные моральные устои и способность к самоотдаче помогают алхимику пробиться сквозь собственную трясину. Таким образом, никто не в состоянии исполнить опус, чтобы разбогатеть на золоте. Я думаю, что это очень важный вопрос в контексте того, почему люди мотивированы к саморазвитию, потому что наши мотивы всегда смешаны. Нет такого понятия, как чистый альтруизм, и даже самое возвышенное духовное устремление несёт за собой теневую составляющую — жажду власти, жажду быть любимым и так далее. Алхимические тексты подчёркивают огромное значение сознательных качеств, необходимых для выполнения работы, включая как моральную, так и физическую выносливость. Если алхимик не наделён достаточным количеством этих качеств, то ему лучше заниматься чем-то другим, потому что опус «облагает налогом» всю личность. Он давит на всё, особенно на слабые звенья цепи; и если сосуд не слишком герметичен, работа пойдёт не так, и пары станут ядовитыми на всех уровнях. Вполне вероятно, что среди алхимиков возникали реальные физические и психические потери, потому что эти люди очень мало знали о токсичных химических комбинациях и, вероятно, некоторые из них заболевали от отравления свинцом или случайно взорвали свои алхимические кухни. Но чаще всего подчёркиваются моральные риски, и я думаю, что эти моральные риски ждут любого, кто решит вмешаться в Природу, войдя в сферу психики. А подделка включает в себя составление астрологических карт. Вопросы власти, инфляции и обольщения на различных уровнях всегда сопровождают создание ляписа. Никто не становится исключением. В алхимических писаниях снова и снова повторяется предписание Dee concedente в соответствии с волей Бога.
Аудитория: Что вы подразумеваете под моральным риском?
Лиз: Я не имею в виду такие очевидные вещи, как оказаться в постели со своими клиентами. Вмешиваясь в Божье Творение, человек бессознательно отождествляет себя с Богом. Это великий моральный риск, о котором Ницше знал всё: проблема инфляции. На самом деле речь идёт об использовании и злоупотреблении психологической властью. Это риск для любого астролога, равно как и для любого психотерапевта, потому что человек действительно обретает силу через самопознание и знание других, и тень всегда стремится заполучить эту силу в свои руки для собственных целей. Тень инфантильна; она выступает хранилищем всех детских ран и унижений, которые все мы перенесли в той или иной степени. Ребёнок, отвергнутый в своём эдиповом увлечении матерью или отцом, будет тайно жаждать сексуальной власти и унижения всех соперников, реальных или воображаемых; ребёнок, невыносимо униженный бездумными или бесчувственными родителями, будет тайно мечтать о том, чтобы править миром, и станет злобным и завистливым по отношению к любому, кто, кажется, имеет больше, чем он. Любое возросшее чувство силы, красоты, привлекательности или творческой мощи несёт с собой, наряду с исцелением и улучшением жизни, опасность инфляции. Вот почему алхимики до тошноты твердят о том, что не они, а Меркуриус, или Бог, позволяет выполнять эту работу. Любой прогресс происходит не благодаря личному совершенству алхимика, а благодаря божеству. Это очень мудрое предписание для психотерапевта или астрологического консультанта, потому что очень легко поверить, что человек исцелил пациента благодаря тому, что он был исключительно хорошим и умным, а не с помощью бессознательного, Deo concedente.
Аудитория: В эзотерических школах часто подчёркивают, что мотив для работы это делание для других, а не для себя.
Лиз: Да, они подчёркивают это. Все это подчёркивают. Кто хочет, чтобы его застукали со спущенными штанами? Но сознательного обещания этого недостаточно. Человеку нужна очень большая ложка, чтобы ужинать с дьяволом, и любой, кто вмешивается в бессознательное, рано или поздно будет заражён им. Как вы говорите, это подчёркивается во многих эзотерических школах. Но нет достаточного продолжения в форме реальной конфронтации с самим собой, потому что в том же параграфе человеку говорят перестать думать о неприятных мыслях, быть бескорыстным и жертвенным, а также игнорировать или подавлять «низшую природу». Не все учения настолько наивны, заметьте. Но очень многие из них таковы. И проблемы инфляции и грязнющей тени широко распространены в эзотерической области, а также в психологической и астрологической, и, конечно, в Церкви.