Пьер Жане постулировал комплекс идей и чувств, обычно связанных с эротическими конфликтами, сосредоточенными вокруг родительской фигуры., строго подавляющихся сознанием и лежащих за «конфликтной волей» истерика. Это приводит к своего рода расщеплению личности, когда бессознательный комплекс начинает жить собственной жизнью в прямом противоречии с волей эго. Жане полагал, что гипноз искусственно провоцирует аналогичное расщепление личности на сознательный и бессознательный компоненты, причём последние принимают господство в гипнотическом трансе.
Но поддаваемость расщеплению посредством гипнотического внушения зависит от того, что в субъекте уже есть своего рода расщепление. Вторя своему учителю Шарко, Жане утверждал, что вытесненный комплекс, лежащий за проявлениями истерии, также находится за крайней внушаемостью, свойственной сомнамбулическому субъекту. Поскольку все человеческие существа обладают своего рода расщеплениями, большими или малыми, между эго-сознанием и сложными и часто конфликтующими потребностями всей психики, все человеческие существа обладают некоторой восприимчивостью к внушению, включая их собственное самовнушение.
Раппорт, который так важен в гипнозе, выступает одним из самых загадочных аспектов этого феномена. Месмер полагал, что раппорт вызван смешением универсальных флюидов врача и пациента. Под влиянием мощного транзита Нептуна он определил раппорт как невидимую субстанцию, текущую взад и вперёд между двумя людьми или внутри большой группы — скорее как Святой Дух. Хотя гипнотизёры со времён Брейда утверждали, что внушение, а не передача какого-то таинственного «вещества» является пусковым механизмом гипноза, существуют измерения гипнотического транса, которые воздействуют на гипнотизёра, как если бы гипнотизёр и субъект стали одним целым.