Месмер был ярким и сложным человеком, но он не тем чудаком, каким его считали последующие поколения психологов. Самое любопытное в гипнотическом раппорте то, что загипнотизированный субъект реагирует только на внушения человека, который его загипнотизировал, если нет прямого указания субъекту передать внушаемость третьей стороне. Это отражает глубокую мистику участия. Если бы это была действительно механическая реакция, загипнотизированный человек стал восприимчив к любым командам. А также, очевидно, что испытуемый желает доставить удовольствие гипнотизёру до необычайной степени и выполняет инструкции, даже если они явно нелепы, неловки или неприятны.
Непреодолимое желание угодить проявляется даже в том случае, если в обычной жизни предмет труден и неразрешим. Возникает сильное желание разыграть роль и притвориться — быть лицемером — и отождествить себя с желаниями гипнотизёра.
Это происходит, даже если желания не сформулированы или что ещё более странно, сам гипнотизёр не осознаёт их. Та же пластичность применима и к истерику, обладающему удивительной способностью посредством некоего таинственного осмоса получать все виды частных и часто бессознательных прозрений о других, которые затем используются для облегчения отчаянного поиска близости иногда весьма порочными способами. Истерические симптомы также отражают эту игру, так как истерик проявляет не только симптом, приносящий максимальную «вторичную выгоду», но также симптом, который бессознательно требует его врач. Симптомы следуют за модой, как и длина юбки. Мы снова плаваем в водах слияния матери и ребёнка, со своеобразным телепатическим отражением, которое происходит в этой самой первичной связи.
Методы гипнотической индукции сами по себе увлекательны для изучения. Мы все знакомы с яркими пассами сценического гипнотизёра, который, подобно Месмеру во времена животного магнетизма, даёт нам хорошее представление, двигая руками взад и вперёд перед лицом субъекта с максимальной театральностью. Иногда используются сложные механические приспособления — мигающие огни, или вращающиеся колёса, или что-то яркое и блестящее, свисающее с цепи. Эти инструменты полезны в кабаре или с новым субъектом, просто потому, что мы все знаем, что они служат инструментами гипнотизёра. Сами объекты — это прямые внушения, за которыми неизбежно последует гипноз. Один только тихий голос способен вызвать гипнотический транс, если достаточно сопереживания между субъектом и гипнотизируемым. Но профессиональные фокусы гипнотизёра — мир искусственности и иллюзии Майи — не единственная сфера, в которую мы должны заглянуть, если хотим понять, насколько универсальны механизмы наведения гипноза.