Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Тьма Души. Психопатология в гороскопе»

Вольный перевод в изложении Лоры Савловой©

Вменяемость и безумие. Часть 2

Раскол в психиатрии

Я хочу с самого начала сказать, что не пытаюсь очернить психиатрическое учреждение с его сегодняшними подходами. Это не семинар по клинической диагностике или лечению, и это не атака на медицинский взгляд по поводу безумия. Он задуман как творческое исследование безумия с помощью языка мифов и символики астрологии. Хотя у меня есть некоторый опыт клинической психиатрической работы, я не имею медицинского образования и не осмелюсь советовать клиенту отказаться от лечения, назначенного его психиатром. Но нам, астрологам, нужны иные перспективы, чем у психиатрии, чтобы глубже понять природу безумия и его возможные причины. В течение дня я освещу некоторые альтернативные способы рассмотрения безумия, которые соответствуют или могут соответствовать общепринятой медицинской точке зрения. В психиатрии в течение многих десятилетий существовал серьёзный раскол в отношении безумия, и мы не должны думать, что среди психиатров существует какое-либо единое мнение, которое ответит на любой из наших более глубоких вопросов. Я зачитаю вам цитату Томаса Саса, профессора психиатрии Сиракузского университета в Нью-Йорке, который отрицает существование такого понятия, как «психическое заболевание».

«Психиатрия традиционно определяется как медицинская специальность, занимающаяся диагностикой и лечением психических заболеваний. Я утверждаю, что это определение, которое всё ещё широко распространено, ставит психиатрию в один ряд с алхимией и астрологией и относит её к категории лженауки».1

Отрадно знать, что Сас относит психиатров с астрологами. В любом случае он настаивает на том, что психические заболевания — это миф, сфабрикованный психиатрами по соображениям профессионального роста и, одобренный обществом, потому что он санкционирует лёгкое решение для проблемных людей. Излишне добавлять, что многие из его коллег-психиатров считают самого Саса сумасшедшим, хотя у него также есть свои сторонники. Противоположной крайностью является школа психиатрии, которая рассматривает психическое заболевание не только как реальную психопатологическую сущность, но и как состояние, имеющее полностью органическую основу. По эту сторону забора нет места перспективам динамической глубинной психологии, не говоря уже об астрологии, поскольку все состояния сознания, будь они «нормальными» или «ненормальными», в конечном счёте, имеют свой источник в химическом продукте человеческого мозга и должны лечиться соответствующими лекарствами. Хотя я испытываю некоторое сочувствие к точке зрения Саса, нам сто́ит быть прагматичными в отношении отдельных клиентов, которые обращаются к нам за информацией. Даже, если мы не верим, что существует такая вещь, как психическое заболевание как таковое на практике мы должны реалистично и конструктивно относиться к тем астрологическим клиентам, чьи психологические расстройства разрушают их жизнь.

Некоторые из наиболее ярких состояний, с которыми имеет дело психиатрия, такие как шизофрения и маниакальная депрессия, которая недавно сменила название на биполярное расстройство, обычно понимаются как состояния безумия. Другие состояния, которые могут быть или не быть безумием, не истолкованы как таковые: например, кто-то, кто обладает мощным религиозным опытом, а затем чувствует побуждение предложить Истину другим, независимо от того, приглашают его сделать это или нет. Неужели это безумие? Если да, то какова его природа? А если нет, то в чём дело? Является ли фанатизм «нормальным»? В разное время в истории такое состояние абсолютной убеждённости считалось посещением Бога; человек был особо благословлён или является святым. Даже сегодня в некоторых обществах можно пережить интенсивный религиозный опыт, выйти на улицы с проповедью – или даже взорвать непокорных неверующих – и всё равно считаться нормальным.

Что, если кто-то из другой культуры, такой как Индия, пережил трансцендентный опыт и проводит остаток своей жизни в глубокой медитации, отрекаясь от всех материальных благ и отказываясь общаться с внешним миром? Этот человек сумасшедший или просветлённый? Возможно ли быть и тем и другим? Являются ли они втайне одним и тем же? Религия и безумие, как мы увидим, всегда имели особенно тесные отношения. А как насчёт политического фанатизма? Был ли Ленин сумасшедшим или нормальным? А как насчёт Гитлера и других психопатов? Нас самих часто называют сумасшедшими, потому что мы «верим» в астрологию. Даже, если люди не говорят об этом прямо, они часто подразумевают, что есть что-то определённо тревожное в человеке, вовлечённом в предмет, не санкционированный преобладающим мировоззрением. Комментарий Саса здесь особенно уместен. С другой стороны, безумные состояния безошибочно распознаются, когда они серьёзны, как знает любой из вас, кто испытывал или наблюдал такие состояния. Нет смысла притворяться, что с этим человеком всё в порядке, потому что, очевидно,  это не так. Но что отличает безумцев от остальных из нас?

Аудитория: Я думаю, что внешние планеты имеют к этому непосредственное отношение.

Лиз: Вы предполагаете, что астрологические факторы имеют значение. Это то, что я хочу изучить сегодня. В карте есть конфигурации, которые указывают на трудности в обработке определённых видов опыта, и когда эта уязвимость сочетается с правильными факторами окружающей среды, возникают психологические состояния, которые не соответствуют тому, что мы с удовольствием называем реальностью. Но даже такое осторожное заявление чревато трудностями. Хотя мы увидим некоторые очень интересные закономерности в гороскопах, которые мы рассмотрим сегодня, мы всё равно не в состоянии сделать вывод, что какой-то человек сошёл или сойдёт с ума. Но прежде чем мы начнём изучать астрологическую картину, я хочу кратко взглянуть на то, как безумие воспринималось столетия назад. Хотя это не окончательная история, есть понимание безумия, которым обладали греки, что поможет нам глубже понять связанные с этим астрологические и психологические факторы.


ajax loader 2x - Вменяемость и безумие. Часть 2

  1. См. Томас Сас, Миф о психическом заболевании (1961); Производство безумия (1970)
error: Копирование запрещено!