Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин «Астрология Нептуна. В поисках спасения»

Вольный перевод и изложение ©Лора Савлова

Волшебник из Вены. Продолжение

Теория Месмера о «животном магнетизме» оставалась весьма сомнительной в глазах медицинского истеблишмента. Но некоторые из учеников Месмера продвинулись в его работе гораздо дальше, чем он сам мог бы когда-либо сделать, поскольку они не вкладывали никаких средств в личное оправдание со стороны научного сообщества. Наиболее важным из этих позднейших исследователей стал Маркиз Арман Жак Частене де Пюисегюр. Этот любезный французский аристократ «намагничивал» мальчика-пастушка, который, в отличие от утончённых истериков Парижа, никогда не слышал о кризисе, который должен происходить в состоянии транса. Мальчик, которого звали Виктор, тихо впал в сомнамбулический транс — то есть его чувства казались настороженными, даже сверхосторожными, но на самом деле он пребывал в глубоком гипнотическом состоянии, полностью поддаваясь словесному внушению и не в состоянии вспомнить, что он сказал, когда проснулся. Де Пюисегюр понял, что кризис и конвульсии излишни; они были частью грандиозного юпитерианского шоу грома и молний Месмера, и пациенты, чрезвычайно внушаемые, услужливо предоставляли ему желаемые проявления. Де Пюисегюр понимал, что состояние внушаемого транса и взаимопонимание между гипнотизёром и субъектом действительно ответственны за исцеление. Этот случай стал первым критическим наблюдением гипнотического субъекта. Де Пюисегюр открыл как гипноз, так и роль внушения в нём, хотя само название должно́ было ждать номенклатуры Джеймса Брейда почти полвека.

Животный магнетизм, после короткого периода общественной популярности в конце XVIII века, по-видимому, исчез из поля зрения, за исключением тихой работы, продолжавшейся в школах Нанси и Сальпекриера. Но это породило странное ответвление. Месмеризм стал отождествляться со спиритуалистическим движением, которое начало возникать в Америке в 1840-х годах (опять же совпадая со временем открытия планеты Нептун). Вскоре вся страна была заражена Великой жаждой соприкосновения с миром духов. Распространялись спиритические кружки, брошюры, журналы и конгрессы. В начале 1852 года эта нептунианская волна пересекла Атлантику, и в течение года затопила всю Европу, сеансы были в высшей степени нептунианским делом, требующим состояния мистики участия среди членов; физические явления, такие как качающиеся столы, громкие и необычные шумы и проявления жидкости или «эктоплазмы» были de rigeur (необходимой нормой этикета). Сомнамбулический транс понимался как медиумическое состояние, через которое общались развоплощённые сущности. Хотя эпидемия медленно отступала, многие спиритуалистические группы оставались активными. Они все ещё активны и по сей день. Что бы ни думали об этом нептунианском мире, лишь тускло освещённом светом разума — и мы более подробно рассмотрим его в главе 7,— он дал бесценный материал для тех исследователей человеческой психики, которые спокойно продолжали строить здание понимания динамики бессознательного.

ajax loader 2x - Волшебник из Вены. Продолжение

error: Копирование запрещено!