Москва

Российская Федерация

Написать мне

lora.savlova@mail.ru

Лиз Грин « Астрология Нептуна. В поисках спасения»

Вольный перевод и изложение ©Лора Савлова

Введение

В смятенье чувств вошёл я в лес ореховый,

И, срезав ветку, снял с неё кору,

На нитку привязал крючок, и ягоду

Я насадил, предчувствуя игру.

Когда поднялись ввысь ночные бабочки

И звезды замерцали в вышине,

Забросил я в ручей свою наживку - и

Красавица форель попалась мне.

 

Когда, улов свой положив на землю,

Я поспешил скорей добыть огня,

Шуршало что-то на земле, и кто-то

Тихонько звал по имени меня.

Сияющей в ночи прекрасной девушкой

С цветками апельсина в волосах

Она предстала… Стаяло видение,

Когда заря зарделась в небесах.

 

И пусть состарюсь я в своих скитаньях

По горам и долам, но я найду

Её – мою любовь, моё терзанье,

Мою печаль, и радость, и беду…

И будем до скончания времён

Бродить, срывая в зелени долины

Серебряные яблоки луны

И солнца золотые апельсины.

Песнь странствующего Ангуса. Уильям Батлер Йейтс

Перевод с английского Диана Тегза

neptun. vvedenie - Введение

Течёт ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода?]

— Толкование на Иакова 3:11

Стремление к спасению — это древний, странный и многоголовый даймон, который обитает даже в самых приземлённых и прозаичных душах. Иногда красноречивый, а иногда безмолвный, этот даймон стремится к некоему смутно ощущаемому союзу со всевидящим, вселюбящим, невыразимым Иным, в чьих объятиях обретается окончательное утешение от суровых ограничений смерти и пугающей изоляции индивидуальности, которые хотя и бессознательно, заложены где-то в каждой жизни. Даже если мы не называем Иного каким-либо божественным именем, а вместо этого направляем нашу преданность и стремление к непризнанным суррогатам, таким как человечество в целом, семья, природа, искусство, любовь или государство, тем не менее этот поиск безошибочен, и его не спутать с другими, более индивидуализированными чувствами, такими как желание, страсть, любовь или восхищение конкретным человеком или объектом. Отличительными чертами стремления к спасению является, во-первых,  страстное желание; во-вторых, оно навязчиво и абсолютно, и часто жестоко сталкивается с индивидуальными ценностями; и в-третьих, его  цель — не отношения, а скорее растворение.

Мы создаём образы Иного с тех пор, как наши предки эпохи палеолита впервые призвали волшебного коня, мамонта и бизона из глухой стены пещеры — не только для того, чтобы обрести сверхъестественную помощь в охоте, но и потому, что нам всегда требовалось ощущать нечто, смягчающее мимолётность и ничтожность смертной жизни.

Среди животных, мы одни — люди, создаём ритуалы и произведения искусства, специально предназначенные для воссоединения с божественным источником, из которого мы впервые возникли и к которому, однажды, после смерти вернемся. Фрейд размышлял о возможности того, что такое настойчивое стремление к священному возвращению выступает сублимацией кровосмесительного стремления к блаженству утробы и груди, выраженного в символах, которые сохраняют интенсивность и истину бессознательного стремления, но избегают калечащей вины и стыда, подстерегающих тех, кто нарушает древние табу. Юнг размышлял о возможности того, что стремление к искуплению врождённое — архетипическая предрасположенность, такая же изначальная и непреодолимая, как стремление к продолжению рода. Главное откровение «Символов трансформации»1, этой основополагающей работы, которая возвестила о расставании Юнга с Фрейдом, заключается в том, что не суровая мораль внутреннего цензора побуждает нас создавать трансцендентные образы спасения. Это сама бессознательная психика, стремящаяся трансформировать собственные навязчивые и обречённые инстинкты посредством влияния символов, которые она создаёт. Не общество или суперэго, а душа, по мнению Юнга, в конечном счёте ответственна за трансформацию грубого либидо в произведение религиозного искусства, благородный гуманитарный идеал, устрашающее достоинство священного обряда, глубокую и жестоко прекрасную инициационную работу по превращению человеческого свинца в человеческое золото. Другими словами, то, что мы называем Богом, на самом деле является Природой, хтонической сущностью, описываемой ID Фрейда, стремящейся освободиться от собственной инертности, омрачённой смертью, посредством постепенной эволюции не только формы, как сказал бы Дарвин, но и выражения и сознания. И инструмент этой трансформации — та вечно неуловимая способность, которую мы называем воображением.


ajax loader 2x - Введение

  1. К. Г. Юнг. Собрание сочинений. Том 5. Символы трансформации. — Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1956.
error: Копирование запрещено!