И всё же, к счастью, или к несчастью, или и то и другое вместе, утопическое ви́дение Мора не оставит нас. Оно ответственно за многие войны, смерти и акты варварской жестокости. Оно помогло создать ужасающую тиранию правителей, таких как Сталин, Мао и Пол Пот, но также вдохновило крупные социальные изменения, которые побудили нас относиться друг к другу гораздо благороднее и сострадательнее, чем мы могли бы себе представить.
Слово «социализм» впервые появилось в Европе в начале 1830-х годов, когда транзитный Нептун покинул Козерог и вошёл в Водолей (как это было в 1998 году). Как мы видели, прохождение Нептуна через знаки отражает текучий и изменчивый образ того, где лежит искупление. Когда он движется через Водолей, Эдем, кажется, манит идеалами социального прогресса и погружения индивидуальности на благо группы. Сэр Томас Мор написал «Утопию», когда Нептун прошёл по Водолею в XVI веке. Когда он прошёл этот знак в XIX веке, стал распространён новый вид городской и промышленной бедности, порождённый промышленной революцией; и люди с социальной совестью искали радикальное решение для изменения отчаянных условий, в которых жило так много людей. То же самое архетипическое ви́дение поднялось им навстречу, как поднялось навстречу Мору. Термин «социалист» использовался для описания тех, кто стремился реформировать общество и улучшить положение тех, кого Сен-Симон называл «самым многочисленным и беднейшим классом». 1
Иногда эгалитарный, а иногда коллективистский, социализм стал bête noire2 не только для промышленной буржуазии, но и для тех крестьян, которые, как и многие современные фермеры, по понятным причинам хотели сохранить в собственности участок земли, который обрабатывали всю свою жизнь. Однако романтический социализм как философия не возник из озлобленного и угнетённого рабочего класса. До 1850-х годов его проповедовали главным образом сострадательные и по большей части пацифистские интеллектуалы, которые поддерживали квазирелигиозное ви́дение совершенного общества. Насилие анархии и революции не стало частью официальной веры до тех пор, пока Сатурн не присоединился к Нептуну в Водолее в 1846 году и не возглавил создание «Коммунистического манифеста». Во Франции Шарль Фурье, типичный представитель этих «джентльменов»— социалистов, предложил ряд утопических сообществ или «фаланг», состоящих из тщательно отобранных мужчин и женщин, преданных различным профессиям, которые, по его мнению, в конечном счёте, сформируют идеальное общество. В малоизвестной главе американской истории один из последователей Фурье, Этьен Кабе, послал группу из 1500 таких мужчин и женщин в Техас, чтобы сформировать Фаланстер, где всё имущество было общим. Эксперимент полностью провалился. Между 1840 и 1850 годами в Соединённых Штатах насчитывалось около тридцати таких общин. Массовое американское общественное мнение осталось к ним равнодушным. 3