К концу XIX века накопившийся массив медицинских и психиатрических исследований установил важные связи. между состояниями крайней внушаемости и истерической предрасположенностью. Возникла картина структуры личности, в которой неразвитые «очаги» существуют в психике независимо от сознания. «Очаги» содержат чувства и воспоминания, неприемлемые для сознательного эго, которые оказывают тираническое влияние на жизнь человека через различные физические и эмоциональные симптомы, выражающие конфликт в символических формах.
Мы видим в этом конфликте столкновение между «греховными» побуждениями и потребностью в искуплении, столь характе́рной для Нептуна — хотя в психоаналитической работе акцент делается на личностной и патологической, а не на архетипической и телеологической природе эмоциональных трудностей. Эти теории истерии легли в основу того, что впоследствии стало классической психоаналитической теорией. Ядро мифических образов, которое мы уже исследовали, предлагает как внутренний ландшафт комплекса, так и представление о его более широком значении.
В основе этой специфической формы страдания Нептуна лежат чувства и фантазии, которые остались в инфантильном состоянии. В то время как тело растёт и интеллект развивается, эмоциональное состояние остаётся блаженным слиянием с любящим, всё защищающим родительским божеством. Это слияние столь же эротично, сколь и мистично. В мире младенца чувственный характер столь же доминирует, как и психическое переживание единства, ибо на этой стадии существования тело и чувства неразличимы. В силу как экологических, так и конституциональных причин ребёнок, ставший взрослым, не может или не хочет противостоять необходимым переживаниям психологического разделения, которые образуют мост между архетипическим миром Эдема и человеческим миром взаимоотношений и воплощения в теле. Эго, центр индивидуальной личности, не сливается полностью, и архетипическая область морских божеств периодически или постоянно вторгается в обычную жизнь иногда слишком разрушительным образом. Двери Эдема тогда не открываются в жизнь, оплодотворённую чувством единства и смысла. Они вообще не открываются, когда ядро индивидуальности заключено в стенах Райского сада.